Ребенок боится собак

Ребенок боится собак

Екатерина Кастрицкая, психолог, специалист по анималотерапии, консультант по поведению и благополучию животных

Некоторые дети боятся собак – кто-то просто остерегается, а кто-то впадает в настоящую истерику при виде лучшего друга человека. Почему это происходит и что делать, если ребенок боится собак?

На фото: ребенок боится собаку. Фото: huffingtonpost.co.uk

Почему дети боятся собак

Чаще всего дети боятся собак потому, что их этому научили родители или другие члены семьи, мнению которых малыши доверяют. Если взрослый при виде собаки напрягается, начинает нервничать, а то и орать на владельца этой собаки, ребенок будет копировать его действия – а затем начнет чувствовать сильный страх.

Иногда взрослые запугивают детей, рассказывая о том, что собака «сейчас как укусит!» а то и вовсе «съест». Дети воспринимают все буквально и, естественно, очень боятся. А вы бы не испугались, если бы перед вами появился тигр-людоед?

Конечно, нужно учить детей осторожно относиться к чужим собакам и с пониманием – к собственной, однако методы для этого стоит выбирать правильные. Есть правила, соблюдая которые, вы обезопасите ребенка, но при этом не сформируете у него фобию.

Но что делать, если фобия уже сформировалась, и ребенок панически боится собак?

Что НЕЛЬЗЯ делать, если ребенок боится собак

Есть вещи, которые ни в коем случае нельзя делать, если ваш ребенок боится собак.

  1. Нельзя высмеивать или игнорировать страх ребенка. Малышу нужно помочь справиться с фобией.
  2. Нельзя призывать ребенка «не бояться» и уговаривать «быть смелым». Это не просто бесполезно, но и вредно, так как окончательно подрывает у вашего чада уверенность в себе и заставляет чувствовать себя совершенно никчемным.
  3. Обзывать собак и их владельцев, говорить, что они «злые, гадкие, глупые» и т.п. Это лишь усиливает страх вашего наследника.
  4. Нервно реагировать на плач или истерику детей, заставлять вновь и вновь переживать страх, рассказывая о встрече со «страшными собаками». Лучше просто молча обнять наследника и затем отвлечь его.
  5. Форсировать события в попытке побороть страх – например, насильно тащить орущего от страха ребенка к собаке, чтобы он познакомился с пугающим объектом поближе и понял, что бояться нечего. Как правило, так любят поступать папы мальчиков, убежденные в том, что «настоящий мужчина ничего не боится». Во-первых, это просто опасно – собака может занервничать и еще больше напугать ребенка. Во-вторых, положительного опыта малыш не получит, но, помимо усиления страха к собакам, вы подорвете доверие ребенка к себе.

На фото: ребенок боится собаку. Фото: petmd.com

Что можно делать, если ребенок боится собак

Во-первых, стоит разобраться, с чем связан страх: вызывали ли его какие-то события или родители сформировали его своими силами (и тогда измениться нужно, в первую очередь, родителям).

А иногда страх – это выражение «плохих» чувств самого ребенка, в основном, злости. Если правильно выражать злость и другие «плохие» чувства в семье запрещено, ребенок вполне может бессознательно приписать их, например, собакам («они злые и хотят причинить мне зло»), и потом их бояться.

Собак боятся, в основном, дети дошкольного возраста. Часто годам к 8 – 9 панический страх перед собаками проходит, но вы можете помочь ребенку справиться с ним быстрее и безболезненнее.

Поговорка «Клин клином вышибают» справедлива и в отношении боязни собак. Но действовать в этом случае нужно крайне аккуратно, последовательно и не спеша. Можно составить программу шагов, которые помогут детям избавиться от страха перед собаками.

  1. Читайте и рассказывайте ребенку сказки и истории о собаках и о том, как они помогают людям.
  2. Вместе смотрите мультики о собаках и затем обсуждайте их. Подчеркивайте, какие молодцы собаки и как хорошо, что они приходят на помощь людям.
  3. Рисуйте собак вместе с ребенком и потом устраивайте выставки рисунков.
  4. Вместе сочиняйте истории и сказки о добрых и верных собаках.
  5. Купите ребенку мягкие игрушки, изображающие собак – но только они должны быть похожи на настоящих собак, а не на людей. На игрушках можно тренироваться правильно взаимодействовать с собаками.
  6. Смотрите фильмы с участием собак и обсуждайте их.
  7. Играйте в «Превращение в зверей». Лучше, если вначале в роли собаки выступите вы, а потом роль собаки примерит на себя ребенок и будет говорить от ее лица.
  8. Наблюдайте за собаками с безопасного, комфортного для ребенка расстояния, обсуждайте их поведение и язык тела. Очень важно сокращать дистанцию до собак постепенно, так, чтобы не напугать ребенка.
  9. Общайтесь с дружелюбными, но при этом сдержанными собаками в безопасной обстановке. Сдержанность собаки в этом случае не менее важна, чем дружелюбие. Ведь если восторженный щенок из лучших побуждений, например, прыгнет, чтобы лизнуть не готового к этому ребенка в лицо, все предыдущие усилия по преодолению страха могут потерпеть крах.
  10. Если и вы, и ребенок к этому готовы, можно завести щенка. Но обязательно научите ребенка правильно взаимодействовать с собакой и обращаться с ней по-доброму.

Отслеживайте реакцию ребенка и переходите к следующему пункту только тогда, когда предыдущий не вызывает у малыша ничего, кроме положительных эмоций.

На фото: ребенок и щенок. Фото: dogtime.com

Дети и собаки не просто могут существовать на одной планете – они способны стать лучшими друзьями! И многое (если не все) здесь зависит от вас.

Если не уверены в своих силах, можно обратиться за консультацией к грамотному психологу, который поможет вам и вашему ребенку преодолеть страх.

Ребенок боится собак: разбираем все возможные причины

Инстинкты самосохранения, заложенные в нашем ДНК никогда не дремлют. Первобытные люди боялись хищников, не имея возможности защищаться от них. Одним из инструментов защиты и выживания стали собаки. В сегодняшнем мире, четвероногие рассматриваются, как неотъемлемая часть жизни людей. Психология глаголет, что боязнь перед собаками, это психическое расстройство, а люди, испытывающие страх, имеют проблемы о которых и не подозревают. Когда речь идет о взрослом человеке, выходы очевидны – или обходить животных десятой дорогой, или пойти осознанным путем и обратиться к специалисту. Но что делать, если ребенок боится собак? Как распознать причины? Стоит ли обращаться к психологу? Стоит ли предпринимать какие-либо меры? Давайте разберемся.

Причина, следствие, действие – разбираемся самостоятельно

Ни одна проблема не решаема, пока она не признана. Благо, детям не свойственно замыкаться в себе и врать о своих переживаниях. Когда ребенок панически боится собак, это видно невооруженным взглядом, кроме того, кроха охотно говорит о своих переживаниях. Основная проблема в другом, чаще всего, ребенок осознает страх, но не его причину.

А может причина в вас?

В первую очередь, нужно исключить фактор навязывания. Имеете ли вы привычку говорить: «Не тронь – укусит!», нет ли у вас манеры, завидев собаку, спрятать ребенка за себя? Если есть, то и причины искать не нужно. Источник страха вашего ребенка, это вы сами. Малыш подражает вам, копируя реакцию, он знает, что если уж вы, взрослый, сильный родитель, единственный источник защиты и боитесь, то угроза действительно серьезная. Также стоит понимать, что навязывать страх могут бабушки, дедушки, няни, мамы и папы других детей, с которыми ваш малыш общается на детских площадках или в группе детсада.

В первом случае, если причина в вас, то и проблемы нужно решать вам. Во втором, развязывание проблемы вызовет больше сложностей, поскольку обезопасить ребенка от всего мира попросту невозможно. Беседуйте с родственниками и знакомыми, объясняйте, что сегодняшний панический страх, может вылиться в нервное расстройство. Часть родителей и знакомых вас не поймут, и к этому стоит подготовиться. Если проблема оказывается не решаемой, то ребенка стоит оградить от «людей-паникеров», а не от собак.

Чистоплотность или невроз чистоты?

Нередко, встречаются и родители «помешанные» на гигиене. На печенье упала пылинка – в мусор, на ребенка дыхнула собака – срочно выкупать! Именно от этих родителей, на детской площадке слышно «Не трогай, у него блохи/лишай» или «Отойди, он грязный». Это второй типичный случай навязывания страха ребенку. Однако породит он не боязнь перед укусами, а невроз чистоты или рабиефобию – страх перед заражением бешенством.

Опять же, помощь нужна не ребенку, а его родителям. Переборов свой страх, вы сможете научить ребенка не бояться собак, причем произойдет это достаточно быстро. Ваш малыш во всем подражает вам и увидев, что вы не боитесь, гладите пусть и уличную собаку без брезгливости и страха, ребенок последует вашему примеру.

Негативный опыт

Малыш мог видеть, как собака укусила другого ребенка, взрослого человека, напугала или убила животное. В зависимости от степени нанесенного ущерба, последствия выливаются в моральную травму. В таком случае, слишком много факторов имеют вес, например, чем младше ребенок, тем легче он переживает негативные эмоции. Как показывает практика, даже если малыш пострадал от укуса, через непродолжительный срок, он уже готов залезть в пасть к собаке и это нормально! Психически здоровый ребенок не испытывает страха перед собаками, приобретение жизненного опыта, это уже другой вопрос.

Читать еще:  Супрастин для кошек: применение при аллергии, во время течки

Если ребенок сильно пострадал от покусов или пережил тяжелую травму, например, собаки убили кошку на глазах у малыша, навязывать свою помощь не стоит. Тем более не стоит задумываться, нужно ли завести собаку, чтобы помочь побороть страх. В этом случае, дискомфорт будет связан с инстинктом самосохранения, а присутствие мохнатого друга, пусть и любимого, будет порождать переживания. Ребенок, получивший моральные травмы, должен проходить полноценное лечение и заниматься с профессионалом. Вы, родители, должны следовать советам психолога, ни в коем случае не торопить малыша и максимально ограждать его от дискомфорта связанного с воспоминаниями. Как показывает практика, ребенок «перерастает» свой страх, причем происходит это абсолютно неожиданно, в один момент.

Идиопатическая кинофобия или боязнь собак, по необъяснимым причинам

Вы пытаетесь разобраться, но не можете установить первопричину страхов ребенка? Разговоры и наблюдения не помогают? Существует вероятность того, что ваш ребенок относится к 3% сегменту населения нашей планеты, испытывающего страх перед собаками без причин. Шанс ничтожно мал, а подтвердить идиопатическую кинофобию практически невозможно. По мнению психологов, внезапно накатившая фобия всегда несет под собой более глубокую причину, она может таиться в полученной информации или снах. Главная проблема в том, что ребенок сам не помнит и не понимает, что его напугало. Если вы склоняетесь именно к этому варианту, малыша стоит оградить от контакта с четвероногими до тех пор, пока он сам не проявит к ним интерес.

Опасности кинофобии

Каждый родитель должен понимать, что любая фобия рано или поздно, формируется в последствия. Учтите, что данный раздел приведен для ознакомления, а не самодиагностики.

Итак, боязнь собак имеет несколько типичных последствий:

  • Соматическое расстройство – необъяснимое состояние тревожности. Дискомфорт преследует человека во всех сферах жизни, влияет на сон, самосознание, волю, алгоритмы принятия решений. Чаще всего, люди, страдающие от соматических расстройств, считают себя особенными, «рожденными вне системы».
  • Панические атаки – сильнейший приступ страха, происходящий при виде пугающего объекта или мысли о нем. Степень и глубина приступа зависит от истощенности нервной системы.
  • Живодерство, в объяснениях не нуждается, стоит сказать одно – это психологическое расстройство тяжелой степени.

Ребенок боится собаки. Что делать?

Ребенок боится собаки.

Что делать?

Итак, первое — разговариваем с ребенком о том, что случилось.

Многие родители делают наоборот: ограждая ребёнка от переживаний, ни словом не напоминают о той неприятности, в которую он попал. А надо всколыхнуть эмоции, взбудоражить, чтобы снова прочувствовать тот момент. Да, это не очень приятно, зато полезно: мы же не хотим, чтобы вредности затаились, остались как смутные страхи и мешали в дальнейшем жить. Мы приучаем к культуре детей, и едва ли не первая заповедь, которая внушается детям: не шуми. А мальчикам ещё и классическое: «стыдно бояться…». В результате они замыкаются, и «зажимают» свои настоящие чувства. Сейчас ваша задача – эти чувства освободить. Помочь ребёнку выпустить их на свободу.

Расспросите. Словесный поток, как поток речной, уносит и панику, и испуг, и «застрявшие» стрессы. Он вымывает из глубины, из самого подсознания камушки, галечки (и даже булыжники) стрессорных факторов.

Пусть мальчик жалуется, хнычет, жестикулирует, пусть покажет наглядно, как было дело — слушайте всё и сочувствуйте. (Не жалеете: «ах, мой бедный – несчастный…», а присоединяетесь к его чувствам: «да, я понимаю тебя…»).

Сколько слушать и сколько рассказывать? Пока ребёнок не выговорится как следует. И будет правильно, если потом он расскажет о том же ещё раз: маме, папе, бабушке, дедушке… близким людям, которые смогут сочувственно и внимательно слушать его.

В общем, позвольте ребёнку как следует побояться.

НО! каждый раз такие рассказы и слушания должны заканчиваться чем-то оптимистичным. Это поможет ребенку посмотреть на старое, неприятное, с новой точки зрения, более жизнерадостно и конструктивно. Позвольте ребёнку как следует побояться, рассказывая маме (и всем-всем своим) «Как меня почти укусила собачка и я её почти не испугался». Мягкий юмор, которым постепенно окрасится его рассказ (и его переживания) – это тот идеал, к которому надо стремиться. Снизить весомость страха помогает переключение. Стоит переключить мысли ребёнка с «ой-оёй-ёй. » на что-то другое, интересное-любопытное – и страх уменьшается. Просто потому, что его не лелеют: не до того.

Разберите эту ситуацию как можно подробнее: поговорите о том, что же произошло и почему с ним случилось такое. Обсуждение ситуации очень полезно: это тот опыт, который ему очень и очень пригодится в будущем. Это формирование новых моделей поведения. Ребёнок должен понять, где он ошибся, когда повёл себя так, а где не так, что можно было бы сделать, чтобы дело обошлось без нервотрёпки. И даже если всего он не сумеет понять (в силу возраста), даром такие беседы не пропадут. Вы вместе учитесь смотреть на ошибки как на полезные жизненные уроки – ценнейшая привычка оптимистичных и успешных людей. Что делать, если ребёнок ещё не умеет правильно и последовательно выражать свои мысли словами? если говорить не умеет? Рассказывайте за него. Доброжелательно и неспешно, обращаясь к нему, задавая вопросы, побуждая думать и говорить.

Найдите, за что похвалить («Ты держишься молодцом», «мне нравится, что…», — и скажите, что нравится). Это поднимет самооценку. Ваше уважение и ваша похвала покажут ему, что в жизни всё бывает, бывают и неприятности, но ничего в том ужасного нет.

Объясните, как себя надо вести себя при встрече с собакой.

Почему нельзя? «Да потому, дорогой мой, что у собаки четыре лапы, а у тебя только две. К тому же у неё врождённый инстинкт охотника: всё. что убегает, надо догнать и схватить. Посмотри, например, как она собаки за кошками гоняются. Но кошки, как птички, взлетают от них на деревья… Ты тоже можешь залезть? Конечно же, можешь, но.. но скорость не так. Кошке когти помогут вцепиться и прыгнуть, птица на крыльях взлетит, а ты человек, ты думать умеешь. давай-ка подумаем, что надо делать…».

Увидел «не ту» собаку – замри на месте.Стой и говори про себя: «Собака идёт по своим делам, до меня ей нет никакого дела».

Убедитесь, что ребёнок вас понял, спросите его через некоторое время и как бы между делом:

— Один человек идёт медленно, другой бежит. На кого собака скорее обратит внимание (и даже может облаять?).

— А если ты бежишь, а пёс тобой заинтересовался (и даже тявкнул), что надо сделать? Правильно, пойти спокойным шагом или вообще остановиться.

Собаки (как и некоторые другие животные) умеют чувствовать страх. А страх – он невкусно пахнет. Так что на того, кто их боится, собаки всегда реагируют сильнее и агрессивнее. А ещё собаки чувствуют сердитость и злость, и на того, кто злой, тоже сердятся. Почему? потому что они считают, что злятся на них. Ты можешь сердиться на Сашку, который сломал твой грузовик, а собака подумает, что на неё. И на всякий случай облает (А что, надо же ей защищаться, особенно если она уличная, у нее нет мощного защитника в лице хозяина и приходится все делать своими собственными лапами!).

Не смотри пристально на собаку.

Такой пристальный взгляд животное воспринимает как прямую угрозу.

Поясните, что такое «пристальный взгляд». Это – долгий, внимательный, в упор, когда не отводишь взгляда. Покажите ребёнку, что такое пристальный взгляд, пусть он вам покажет. потренируйтесь, как лучше смотреть (и даже – как отводить свой взгляд).

Вовлекайте ребёнка в беседу (так лучше всё запоминается и усваивается и по полочкам в голове раскладывается).

Спросите и обсудите вопрос, почему нельзя перед носом животного махать, например, руками. А тем более – палкой, веткой, бутербродом. Расскажите про печальный собачий опыт, когда их бьют, швыряют камнями – и ребёнок поймёт, что не надо собаку с толку сбивать.

Не прикасайся без спроса. Есть животные, которые не любят, чтобы их гладили чужие, не хозяйские руки. Да и потом, если тебя будут трогать, гладить там по головке все, кто захочет, без твоего разрешения, тебе это понравится, а?

Тренируйтесь. Собаки на твёрдый голос хорошо реагируют: предпочитают не связываться. Научите ребёнка звучно и строго говорить «фу!». Это не так и просто: твёрдо и строго, без дрожи в голосе, сказать «фу!». Потренируйтесь как следует. Уже сама репетиция «фуканья» доставит ребёнку удовольствие, а значит, и мысли его начнут приобретать другой настрой.

Приучайте постепенно, пользуясь случаем

Читать еще:  Порода манчкин: кот с короткими лапками

Познакомьте поближе с какой-то спокойной собакой. Желательно — с крупной, из добродушных пород. Например, с лабрадором или сербернаром или просто с такой, которую вы сами знаете хорошо. (Мелкие собачки очаровательны, но обычно такие тявкалки и вертушки, так лезут под руку, что могут ребёнка ещё больше перепугать). Принцип знакомства прост: сначала смотрите издалека, потом поближе, потом ещё поближе… Однажды ребёнок захочет к ней прикоснуться… погладить… поговорить…

Все эти встречи у ребёнка должны быть связаны только с приятными чувствами и приятными ассоциациями. Он любуется издали на собаку, а вы даёте ему, например, шоколадку и лакомитесь, и разговариваете неспешно. Про то, как собака себя ведёт, что там вынюхивает, какие красивые уши, а «хвост-то как виляет, смотри!».

Расскажите об особенностях этих животных. О том, какой чуткий нюх, о том, почему собаку называют верным другом, расскажите с собаках – спасателях, о их верности, преданности… Может, ребёнок собак и не полюбит, но он будет их уважать. И это – тоже залог его правильного поведения. А главное, таким образом вы переведёте внимание с «я боюсь» на «мне интересно».

Рассказывайте. Неназойливо, между делом, когда вы вместе и не торопитесь никуда, заведите разговор о животных. Расскажите о том, что с вами случалось в детстве, с кем из зверей вы дружили.

Читайте. Есть прекрасные книги, где не только рассказывается о животных, но (это важно) ещё и о том, как с ними дружиться, и как правильно вести себя с ними, чтобы дружба хорошая получилась.

Смотрите. Есть прекрасные фильмы, и художественные, и научно – популярные, о животных, в частности, о собаках и кошках. Зримые картинки прекрасно запоминаются, тут даже ваши комментарии не нужны: животные – умные, добрые, верные – сами покажут ребёнку, за что их стоит ценить и любить.

Играйте. Прожить ситуацию на игровом уровне – для детворы почти то же самое, что и на уровне реальном. Ведь дома есть игрушечные собачки? берите в руки и — Поиграйте, как ваше солнышко с собакою встретилось. Как объясняло другой игрушке (или вам, а то вы «забыли») правила правильного поведения с животными. Любую ситуацию можно и нужно с малышом проиграть. Да и с теми детьми, кто постарше, пройти на игровом уровне – это и познакомиться заранее с ситуацией, и освоить тактику поведения.

Сочините свою историю – сказку. Сказки всегда помогают, даже если ребёнок вырос, даже если совсем большой. У сказок есть удивительное свойство: они неназойливо пробираются в подсознание, и оттуда, из глубины, начинают свою целительную работу.

Что делать точно НЕ надо.

Это только усилит страх + заставит думать ребёнка о себе как об отъявленном трусе, что тоже, сам понимаете, храбрости ему не прибавит.

* Упрекать, критиковать или твердить «не боись». Будете твердить «не бойся! не бойся!», а услышит подсознание: «бойся! бойся!», и выйдет: «Ужасно боюсь!»

* Делать что-то насильно. Насильно заставляют познакомиться, погладить, например, ту же маленькую собачку.

* Запугивать ребенка « вот придет собачка, она тебя укусит, если ты меня не будешь слушаться» — большая часть страхов перед собаками спровоцирована такими пугалками, которые до сих пор внушают детям многие.

* Бояться самим. Если родители сами боятся (не любят, презирают, брезгуют), и сын, и дочка, вполне вероятно, этим же заразятся.

Главное, не торопить ребенка и набраться терпения.

Ваш ребенок боится собак? Попробуем помочь

Увы – явление распространенное и довольно частое. Многие родители, видя страхи и фобии своего ребенка, даже не решаются завести домашнего питомца. Какова природа этих страхов? Конечно, желательно докопаться до первопричины, размотать весь «клубочек». Поиски, скорее всего, приведут к негативному опыту, полученному в раннем детстве. Практически наверняка вашего малыша или покусала собака, или набросилась на него, нанеся сильную психологическую травму. Эхо той самой травмы ощущается и по сей день – ребенок панически боится собак. Что делать?

Заглянем в недавнее прошлое. Что вы могли сделать и наверняка не сделали? Скорее всего, вы не рассказали своему малышу, как правильно обращаться с собакой. Просто упустили этот вопрос! Или слишком доверились домашнему питомцу, оставили его наедине с ребенком. И совершили тем самым грубую и непростительную ошибку. Золотое правило, дорогие родители: все общение собак и детей (тем более малышей) должно проходить строго на ваших глазах. Никогда не позволяйте (и строго-настрого запретите!) детям приближаться к незнакомым и малознакомым собакам. Рядом с собакой находится ее владелец – спросите сначала его разрешения. Обучите своего малыша хотя бы основным предупредительным сигналам, которые подает собака, не желающая, чтобы ее тревожили (пес рычит, скалит зубы, поджимает хвост и т.д.).

Как преодолеть неприятные воспоминания. Для этого нужно еще раз хорошенько припомнить, как все случилось! Вряд ли собака просто набросилась и покусала вашего ребенка, повинуясь внезапному импульсу (хотя теоретически и такое могло произойти). Однако с большой долей уверенности предположим – инциденту все-таки предшествовала какая-либо история. Ваш ребенок, например, провоцировал собаку, нарушил зону ее личного пространства, дразнил и т.п.

В таком случае в доступных словах и выражениях надо объяснить: собака – это животное. И в том конкретном случае оно защищало себя. Существуют определенные правила поведения с собаками, которые нельзя нарушать даже взрослым и опытным людям. Из случившегося просто надо сделать выводы, никогда не повторять допущенных ошибок. Собаки не зря считаются первыми друзьями человека! И с ними можно и нужно дружить!

Не следует бросаться в другую крайность – насильно подводить сына или дочь к собакам, заставлять контактировать, общаться. Не поощряйте в ребенке ненужной самоуверенности, мнимого бесстрашия. «Сейчас мы возьмем эту толстую палку и прогоним любую собаку». Это ошибочный путь. Более того – кратчайший путь к очередному неприятному инциденту. Действуйте мягко, показывайте личный пример. Сходите с ребенком на прогулку в парк, загляните на собачью площадку. Выберите понравившееся животное, переговорите с владельцем, объясните ему ситуацию. Пусть владелец собаки станет вашим союзником, поможет вам преодолеть страхи и фобии!

Учимся дружить с собаками. Положительный пример – это всегда работает безотказно! Конечно, старайтесь выбирать собак из дружелюбных, «домашних» пород; животных, имеющих хороший опыт взаимодействия с детьми всех возрастов.

Лучше других подойдет пес, не привыкший лаять по пустякам, воспитанный, не прыгающий на своих хозяев, обученный всем основным командам.

Не подталкивайте своего ребенка к собаке, не нарушайте его детскую зону комфорта. Напомним – держите в союзниках владельца приглянувшейся вам собаки. Ребенок пока боится – не настаивайте. Действуйте постепенно, убеждайте. Уверены: дружелюбный вид пса, его «безупречные» манеры быстро растопят лед отчуждения!

Придерживайтесь главного правила: ребенок должен инициативно приближаться к собаке, не наоборот! Неплохо прочитать небольшую ознакомительную лекцию – как понять, что пес дружелюбный, настроен на общение, готов поиграть.

Пусть в самый первый раз ребенок не решится подойти ближе! Иногда это происходит на пятый, шестой, седьмой раз. Не беда! Настоящий прорыв наступит, когда малыш приблизится к собаке, дотронется и погладит ее. Будьте в этот момент рядом с ребенком. Не забывайте повторять – вот сейчас все будет хорошо, мы идем дружить с собакой, она радуется нам! Постарайтесь, чтобы у ребенка возникли положительные ассоциации, связанные с животными. Именно поэтому так важно, чтобы все прошло и без сучка, и без задоринки!

Все верно: ваш ребенок может никогда не полюбить собак, не стать преданным поклонником этих животных. Да это и не нужно! Никогда, повторимся, ни на чем не настаивайте, не заставляйте, не делайте что-то через силу. В конце концов, ваша главная задача – не привить любовь, а преодолеть страх вашего ребенка. И если у вас все получится, можно поздравить вас обоих с удачей!

Ребенок боится собаки. Что делать?

Ребенок боится собаки.

Что делать?

Итак, первое — разговариваем с ребенком о том, что случилось.

Многие родители делают наоборот: ограждая ребёнка от переживаний, ни словом не напоминают о той неприятности, в которую он попал. А надо всколыхнуть эмоции, взбудоражить, чтобы снова прочувствовать тот момент. Да, это не очень приятно, зато полезно: мы же не хотим, чтобы вредности затаились, остались как смутные страхи и мешали в дальнейшем жить. Мы приучаем к культуре детей, и едва ли не первая заповедь, которая внушается детям: не шуми. А мальчикам ещё и классическое: «стыдно бояться…». В результате они замыкаются, и «зажимают» свои настоящие чувства. Сейчас ваша задача – эти чувства освободить. Помочь ребёнку выпустить их на свободу.

Расспросите. Словесный поток, как поток речной, уносит и панику, и испуг, и «застрявшие» стрессы. Он вымывает из глубины, из самого подсознания камушки, галечки (и даже булыжники) стрессорных факторов.

Пусть мальчик жалуется, хнычет, жестикулирует, пусть покажет наглядно, как было дело — слушайте всё и сочувствуйте. (Не жалеете: «ах, мой бедный – несчастный…», а присоединяетесь к его чувствам: «да, я понимаю тебя…»).

Читать еще:  Уход за морской свинкой

Сколько слушать и сколько рассказывать? Пока ребёнок не выговорится как следует. И будет правильно, если потом он расскажет о том же ещё раз: маме, папе, бабушке, дедушке… близким людям, которые смогут сочувственно и внимательно слушать его.

В общем, позвольте ребёнку как следует побояться.

НО! каждый раз такие рассказы и слушания должны заканчиваться чем-то оптимистичным. Это поможет ребенку посмотреть на старое, неприятное, с новой точки зрения, более жизнерадостно и конструктивно. Позвольте ребёнку как следует побояться, рассказывая маме (и всем-всем своим) «Как меня почти укусила собачка и я её почти не испугался». Мягкий юмор, которым постепенно окрасится его рассказ (и его переживания) – это тот идеал, к которому надо стремиться. Снизить весомость страха помогает переключение. Стоит переключить мысли ребёнка с «ой-оёй-ёй. » на что-то другое, интересное-любопытное – и страх уменьшается. Просто потому, что его не лелеют: не до того.

Разберите эту ситуацию как можно подробнее: поговорите о том, что же произошло и почему с ним случилось такое. Обсуждение ситуации очень полезно: это тот опыт, который ему очень и очень пригодится в будущем. Это формирование новых моделей поведения. Ребёнок должен понять, где он ошибся, когда повёл себя так, а где не так, что можно было бы сделать, чтобы дело обошлось без нервотрёпки. И даже если всего он не сумеет понять (в силу возраста), даром такие беседы не пропадут. Вы вместе учитесь смотреть на ошибки как на полезные жизненные уроки – ценнейшая привычка оптимистичных и успешных людей. Что делать, если ребёнок ещё не умеет правильно и последовательно выражать свои мысли словами? если говорить не умеет? Рассказывайте за него. Доброжелательно и неспешно, обращаясь к нему, задавая вопросы, побуждая думать и говорить.

Найдите, за что похвалить («Ты держишься молодцом», «мне нравится, что…», — и скажите, что нравится). Это поднимет самооценку. Ваше уважение и ваша похвала покажут ему, что в жизни всё бывает, бывают и неприятности, но ничего в том ужасного нет.

Объясните, как себя надо вести себя при встрече с собакой.

Почему нельзя? «Да потому, дорогой мой, что у собаки четыре лапы, а у тебя только две. К тому же у неё врождённый инстинкт охотника: всё. что убегает, надо догнать и схватить. Посмотри, например, как она собаки за кошками гоняются. Но кошки, как птички, взлетают от них на деревья… Ты тоже можешь залезть? Конечно же, можешь, но.. но скорость не так. Кошке когти помогут вцепиться и прыгнуть, птица на крыльях взлетит, а ты человек, ты думать умеешь. давай-ка подумаем, что надо делать…».

Увидел «не ту» собаку – замри на месте.Стой и говори про себя: «Собака идёт по своим делам, до меня ей нет никакого дела».

Убедитесь, что ребёнок вас понял, спросите его через некоторое время и как бы между делом:

— Один человек идёт медленно, другой бежит. На кого собака скорее обратит внимание (и даже может облаять?).

— А если ты бежишь, а пёс тобой заинтересовался (и даже тявкнул), что надо сделать? Правильно, пойти спокойным шагом или вообще остановиться.

Собаки (как и некоторые другие животные) умеют чувствовать страх. А страх – он невкусно пахнет. Так что на того, кто их боится, собаки всегда реагируют сильнее и агрессивнее. А ещё собаки чувствуют сердитость и злость, и на того, кто злой, тоже сердятся. Почему? потому что они считают, что злятся на них. Ты можешь сердиться на Сашку, который сломал твой грузовик, а собака подумает, что на неё. И на всякий случай облает (А что, надо же ей защищаться, особенно если она уличная, у нее нет мощного защитника в лице хозяина и приходится все делать своими собственными лапами!).

Не смотри пристально на собаку.

Такой пристальный взгляд животное воспринимает как прямую угрозу.

Поясните, что такое «пристальный взгляд». Это – долгий, внимательный, в упор, когда не отводишь взгляда. Покажите ребёнку, что такое пристальный взгляд, пусть он вам покажет. потренируйтесь, как лучше смотреть (и даже – как отводить свой взгляд).

Вовлекайте ребёнка в беседу (так лучше всё запоминается и усваивается и по полочкам в голове раскладывается).

Спросите и обсудите вопрос, почему нельзя перед носом животного махать, например, руками. А тем более – палкой, веткой, бутербродом. Расскажите про печальный собачий опыт, когда их бьют, швыряют камнями – и ребёнок поймёт, что не надо собаку с толку сбивать.

Не прикасайся без спроса. Есть животные, которые не любят, чтобы их гладили чужие, не хозяйские руки. Да и потом, если тебя будут трогать, гладить там по головке все, кто захочет, без твоего разрешения, тебе это понравится, а?

Тренируйтесь. Собаки на твёрдый голос хорошо реагируют: предпочитают не связываться. Научите ребёнка звучно и строго говорить «фу!». Это не так и просто: твёрдо и строго, без дрожи в голосе, сказать «фу!». Потренируйтесь как следует. Уже сама репетиция «фуканья» доставит ребёнку удовольствие, а значит, и мысли его начнут приобретать другой настрой.

Приучайте постепенно, пользуясь случаем

Познакомьте поближе с какой-то спокойной собакой. Желательно — с крупной, из добродушных пород. Например, с лабрадором или сербернаром или просто с такой, которую вы сами знаете хорошо. (Мелкие собачки очаровательны, но обычно такие тявкалки и вертушки, так лезут под руку, что могут ребёнка ещё больше перепугать). Принцип знакомства прост: сначала смотрите издалека, потом поближе, потом ещё поближе… Однажды ребёнок захочет к ней прикоснуться… погладить… поговорить…

Все эти встречи у ребёнка должны быть связаны только с приятными чувствами и приятными ассоциациями. Он любуется издали на собаку, а вы даёте ему, например, шоколадку и лакомитесь, и разговариваете неспешно. Про то, как собака себя ведёт, что там вынюхивает, какие красивые уши, а «хвост-то как виляет, смотри!».

Расскажите об особенностях этих животных. О том, какой чуткий нюх, о том, почему собаку называют верным другом, расскажите с собаках – спасателях, о их верности, преданности… Может, ребёнок собак и не полюбит, но он будет их уважать. И это – тоже залог его правильного поведения. А главное, таким образом вы переведёте внимание с «я боюсь» на «мне интересно».

Рассказывайте. Неназойливо, между делом, когда вы вместе и не торопитесь никуда, заведите разговор о животных. Расскажите о том, что с вами случалось в детстве, с кем из зверей вы дружили.

Читайте. Есть прекрасные книги, где не только рассказывается о животных, но (это важно) ещё и о том, как с ними дружиться, и как правильно вести себя с ними, чтобы дружба хорошая получилась.

Смотрите. Есть прекрасные фильмы, и художественные, и научно – популярные, о животных, в частности, о собаках и кошках. Зримые картинки прекрасно запоминаются, тут даже ваши комментарии не нужны: животные – умные, добрые, верные – сами покажут ребёнку, за что их стоит ценить и любить.

Играйте. Прожить ситуацию на игровом уровне – для детворы почти то же самое, что и на уровне реальном. Ведь дома есть игрушечные собачки? берите в руки и — Поиграйте, как ваше солнышко с собакою встретилось. Как объясняло другой игрушке (или вам, а то вы «забыли») правила правильного поведения с животными. Любую ситуацию можно и нужно с малышом проиграть. Да и с теми детьми, кто постарше, пройти на игровом уровне – это и познакомиться заранее с ситуацией, и освоить тактику поведения.

Сочините свою историю – сказку. Сказки всегда помогают, даже если ребёнок вырос, даже если совсем большой. У сказок есть удивительное свойство: они неназойливо пробираются в подсознание, и оттуда, из глубины, начинают свою целительную работу.

Что делать точно НЕ надо.

Это только усилит страх + заставит думать ребёнка о себе как об отъявленном трусе, что тоже, сам понимаете, храбрости ему не прибавит.

* Упрекать, критиковать или твердить «не боись». Будете твердить «не бойся! не бойся!», а услышит подсознание: «бойся! бойся!», и выйдет: «Ужасно боюсь!»

* Делать что-то насильно. Насильно заставляют познакомиться, погладить, например, ту же маленькую собачку.

* Запугивать ребенка « вот придет собачка, она тебя укусит, если ты меня не будешь слушаться» — большая часть страхов перед собаками спровоцирована такими пугалками, которые до сих пор внушают детям многие.

* Бояться самим. Если родители сами боятся (не любят, презирают, брезгуют), и сын, и дочка, вполне вероятно, этим же заразятся.

Главное, не торопить ребенка и набраться терпения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector