Писатели — о собаках

8 собак, оставивших след в литературе

Собакам знаменитых писателей и поэтов повезло: их имена остались в веках. Чьей собаке посвятил стихотворение Сергей Есенин? Что связывает Маяковского и беспородного щенка? Какой известный писатель занимался собачьими аферами? Подробности — в этой статье на «Леди Mail.Ru».

Джим: ценитель поэзии

«Собаке Качалова» — именно так называется известное всем стихотворение Сергея Есенина. Знакомство поэта с Василием Качаловым, ведущим актером труппы Станиславского, состоялось в марте 1925 года. Вспоминая об этой встрече, Качалов писал: «Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой. Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой потом Есенин посвятил стихи. Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукою обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Есенин встал и с трудом старался освободиться от Джима, но тот продолжал на него скакать и еще несколько раз лизнул его в нос. «Да постой же, может быть, я не хочу больше с тобой целоваться. Что же ты, как пьяный, все время лезешь целоваться!» — бормотал Есенин с широко расплывшейся по-детски лукавой улыбкой».

В этот вечер Есенин и Качалов проговорили до утра, вместе с другими гостями им внимал Джим. Василий Иванович написал об этом так: «Джиму уже хотелось спать, он громко и нервно зевал, но, очевидно, из любопытства присутствовал, и когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин снова долго жал ему лапу: «Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи. Приду домой и напишу». Свое слово Есенин сдержал: в те же мартовские дни 1925 года он написал стихотворение «Собаке Качалова». И даже потом сам торжественно прочитал его псу!

Марлоу: друг «короля ужасов»

У Стивена Кинга — автора страшного романа об обезумевшем сенбернаре — отношения с собаками особые. Так, одна из них чуть не стала причиной его гибели. Летом 1999 года Кинга, совершавшего утреннюю пробежку неподалеку от своего загородного дома, сбила машина. Водитель микроавтобуса на мгновение отвлекся на лай своей собаки, сидевшей в салоне без привязи, и машина в этот момент выскочила на обочину. Писатель получил множество переломов и внутренних повреждений, долго был прикован к постели. И вот, когда одна собака чуть не убила автора, другая, уэльский корги по кличке Марлоу, спасала его от одиночества, пока писатель, восстанавливаясь от травм, много времени проводил дома в вынужденной изоляции.

Считается, что именно Марлоу стал прототипом ушастика-путаника Чика (Ыша) из саги Кинга «Темная Башня».

Сапсан: настоящий герой

Русский писатель Александр Куприн очень любил животных, и особенно — собак. Не случайно собаки появляются и во многих известных его рассказах: «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Завирайка». В своих воспоминаниях о Куприне Лидия Арсеньева пишет: «В его квартире на стене висел портрет Сапсана — огромной собаки-меделяна, рискнувшей своей жизнью, чтобы спасти жизнь маленькой Кисы — дочки Куприна.

О «династии» Сапсанов, о его предках, Куприн мог говорить часами, и говорил так увлекательно, что однажды Елизавета Маврикиевна, которая знала все подробности и этого рассказа, и событий, присела «на минутку» послушать и так заслушалась, что опоздала открыть свою библиотеку. Куприн действительно любил и понимал животных, не наделяя их человеческими побуждениями и психологией, вникал в их мир и сердце. Исключительное терпение и ласка были у Куприна по отношению к животным. Он всегда старался понять, почему животное капризничает, не слушается, злится. «Эти господа четвероногие, — говорил Куприн, — никогда и ничего без причин не делают. Надо понять причину, устранить ее, и тогда животное будет вас слушаться». Широко известна фотография писателя с его любимой собакой Сапсаном — огромным псом меделянской породы. Именно этот пес является героем рассказа Куприна «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях».

Чарли: идеальный попутчик

В 1960 году американский писатель Джон Стейнбек, чтобы восстановить силы после сердечного приступа, решил отправиться в путешествие по Америке. Он хотел «снова все увидеть своими глазами и попытаться открыть заново эту огромную страну». Для своего путешествия он заказал специальный «выносливый, удобный, быстроходный грузовик с высоким крытым кузовом с домиком, где было все: широкая кровать, плита на четыре конфорки, отопительный прибор, холодильник и освещение на бутане, химизированная уборная, чуланчик, помещение для продуктов и сетка на окнах от насекомых». В попутчики писатель выбрал «пожилого господинчика французской национальности — пуделя по имени Чарли», «прирожденного дипломата» и «доброго друга».

Вместе с Чарли Стейнбек преодолел 19 000 км и пересек 37 штатов. Чарли помогал писателю налаживать контакт с людьми («Собака, особенно такая экзотическая на вид, служит связующим звеном между незнакомыми людьми. Мало ли разговоров в пути начиналось с вопроса: «А что это за порода такая?»), кроме того, был отменным слушателем: в дороге хозяин и пес обсуждали множество тем, от жизни в маленьких городках до расовой дискриминации. Свои приключения Джон Стейнбек описал в книге «Путешествие с Чарли в поисках Америки», ставшей мировым бестселлером.

Ботсвайн: четвероногий аристократ

Любимцем лорда Байрона был ньюфаундленд по кличке Ботсвайн. После окончания колледжа Байрон вместе со своим другом Гобхаусом приехал в Ньюстэдское аббатство — родовое владение Байронов. Молодые люди много писали, а также развлекались, купаясь в озере. Любимой забавой поэта было бросаться в одежде в воду, изображать тонущего и призывать Ботсвайна на помощь. Пес, конечно же, отчаянно кидался к хозяину. Здесь же, в Ньюстэде, 30 октября 1808 года Байрон написал стихотворение «Надпись на памятнике ньюфаундлендской собаке». А через две недели после этого, как по жестокой иронии судьбы, Ботсвайн серьезно заболел. Байрон ухаживал за ним, но спасти пса не удалось. Четвероногий друг умер на руках Байрона. Поэт похоронил Ботсвайна в саду и поставил на могиле памятник.

Содержание эпитафии, выгравированной на памятнике, соответствует пророческим стихам, написанным за 19 дней до смерти собаки: «Здесь покоятся останки существа, соединявшего в себе красоту без тщеславия, силу без дерзости, храбрость без жестокости и все добродетели человека без его пороков. Это похвальное слово, которое было бы бессмысленной лестью, если бы оно было высечено над прахом человека, здесь — только надлежащая дань памяти Ботсвайна, собаки, родившейся на острове Ньюфаундленде в мае 1803 года и опочившей в Ньюстэдском аббатстве 18 ноября 1808 года». В завещании 1811 года Байрон указал, что желает быть похороненным рядом с могилой любимого пса, однако его воля не была выполнена.

Дворняги: джентльмены удачи

Чешский сатирик Ярослав Гашек, создатель неоконченного романа «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» почти полтора года выполнял обязанности сотрудника и редактора журнала «Мир животных». Издавал его владелец собачьего питомника, и Гашек часами наблюдал за собаками, кормил их, убирал за ними, выводил на прогулку. Завязав с собачьей журналистикой, в 1910 году писатель открыл «Кинологический институт», а по сути — контору по продаже собак. Не имея денег на покупку породистых щенков, он просто ловил дворняг, перекрашивал их и подделывал родословную. Мошенничество продолжалось недолго и окончилось судом, под который попала и супруга Ярослава, Ярмила, числившаяся совладелицей.

Как истинный писатель, Гашек обратил свой солидный кинологический опыт себе на пользу: Швейк, герой его незавершенного романа, в мирное время занимался не чем иным, как собачьими аферами — «промышлял продажей собак, безобразных ублюдков, которым он сочинял фальшивые родословные».

Муму: жертва обстоятельств

Как известно со школьной скамьи, прототипы были почти у всех персонажей рассказа Тургенева «Муму». За Герасимом стоял столь же глухонемой и наделенный незлобивой силой дворник Андрей, в реальности покорно утопивший свою собачку по приказу барыни. Правда, Андрей в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, сохраняя рабскую покорность ей даже после убийства собаки. А прототипом мерзкой барыни, доживающей «последние годы своей скупой и скучающей старости», стала мать Тургенева Варвара Петровна.

Даже сегодня можно посмотреть на реальное место действие драматического рассказа: дом Варвары Петровны находится в Москве на улице Остоженка, 37 (теперь это Дом-музей Тургенева).

Щен: человек и собака

Поэт Владимир Маяковский любил собак: «Я люблю зверьё. Увидишь собачонку — / Тут у булочной одна — сплошная плешь — / Из себя и то готов достать печёнку — / Мне не жалко, дорогая, ешь!». О своей первой собаке Щене, помеси дворняги с сеттером, которую подобрал щенком на улице, он говорил: «Мы с ним крупные человеческие экземпляры». В своих воспоминаниях о Маяковском Лиля Брик писала: «Они были очень похожи друг на друга. Оба — большелапые, большеголовые. Оба носились, задрав хвост. Оба скулили жалобно, когда просили о чем-нибудь, и не отставали до тех пор, пока не добьются своего. Иногда лаяли на первого встречного просто так, для красного словца. Мы стали звать Владимира Владимировича Щеном. Стало два Щена — Щен большой и Щен маленький». Маяковский против «клички» не был — в письмах к любимой женщине он так и подписывался — «Щен», «Щеник», «Счен». О совместном житье с Бриками и собачкой Маяковский написал в поэме «Хорошо!»: «Двенадцать квадратных аршин жилья. / Четверо в помещении — Лиля, Ося, я и собака Щеник».

Читать еще:  Описание карликового добермана

В середине 1920-х годов у поэта появилась еще одна собачка — французкий бульдог Булька. Ее упоминают в своих записях многие современники и друзья Маяковского. Маяковский обожал свою бульдожку и старался везде брать ее с собой. Булька оставалась с поэтом до самого последнего его часа.

Понравилась статья? Обязательно поделитесь ею с друзьями в соцсетях!

Писатели — о собаках


1. Михаил Булгаков — Собачье сердце

2. Гавриил Троепольский — Белый Бим Черное ухо

Детективная повесть о легендарном Шерлоке Холмсе, который расследует дело о смерти сэра Чарльза Баскервиля. Все уверены, что на роде Баскервилей лежит проклятье – их преследует таинственный пес-призрак и именно он убил сэра Чарльза, но у Шерлока Холмса есть свое мнение на этот счет.

А какие художественные книги о собаках посоветуете почитать вы?

21 комментарий:

Анастасия Перфильева, «Пять моих собак». Но приготовьтесь плакать большую часть книги. Я из-за людей так не плачу, читая художественную литературу или глядяфильмы, как из-за тяжёлой судьбы животных.

Спасибо большое за подборку, не всё из этих книг мной прочитано, возьму на заметку.

Спасибо за пополнение нашей подборки!

Нодар Думбадзе. Собака.
Замечательный рассказ о любви, верности, чести, о людских пороках и порядках

Родная душа: сборник рассказов о собаках, которые собрала Мария Семенова, известная всем по книге «Волкодав» (кстати тоже о собаке). Авторами сборника стали не писатели, а кинологи, инструкторы и просто люди, любящие собак.

Дайана Джессап. «Пёс, который говорил с богами».

У животных нет души. Таково популярное заблуждение. Собака — друг человека. Мы так долго живем бок о бок с собаками, что привыкли воспринимать их как деталь интерьера или пейзажа, а многие не видят ничего дурного в том, чтобы ставить на них эксперименты или выбрасывать эти живые игрушки за дверь, когда наскучат. Но собаке есть что сказать нам в ответ.

«Пес, который говорил с богами» — история любви. Документ человеческой жестокости. Репортаж из преисподней.

Юлия, благодарим за рекомендацию! Очень заинтересовала книга!

Вы написали аннотацию книге Я-Легенда по фильму? В книге собака отсутствует.

А Вы читали книгу? Собака появляется во второй части и идет история приручения пса. Конечно, аннотацию автор писал по книге.

Не понимаю, почему произведения Джека Лондона не попали в десятку? Вероятно первый, и уж, по крайней мере, лучший из первых, кто описал жизнь собак. Почему проигнорированы «Зов предков» и «Белый Клык»? Зато в десятке оказались «Марли и мы», «Лесси», «Собака Пес», и даже «Я – легенда»! Многие ли у нас в стране читали эти произведения?

Максим, любой список личностный, субъективный, Дарья написала о книгах, которые читала сама и оставила простор для дополнений, чтоб всем вместе пополнять этот список. Список книг — не рейтинговый и не претендует на исчерпывающую полноту. Спасибо за Ваше дополнение, в списке под номером 21 есть книга Джека Лондона «Джерри-островитянин», а благодаря Вам, список книг о собаках пополнили и другие произведения Джека Лондона о собаках. Спасибо!

Ирина, спасибо за оперативный и дипломатичный ответ!
Насчет Джека Лондона – если не ошибаюсь, где-то читал в критике, что он первым из классиков «по-крупному» влез в «собачью шкуру», т.е. написал произведения крупной формы, в которых главные герои – собаки. Кроме упомянутых трех повестей, у него есть еще роман «Майкл, брат Джерри», а также классный юмористический рассказ «Меченый», который добавит этому списку разнообразия.
2018 год – год собаки, поэтому данная тема актуальна сейчас накануне Нового года. Я как раз искал списки лучших произведений о собаках и наткнулся на этот список. Сначала обрадовался – список составлен сотрудниками Пушкинской библиотеки моего города! И в этой библиотеке я бывал, читал, может, и до сих пор значусь в списках! Но посмотрел на подборку и немного разочаровался.
Вот Вы говорите любой список личностный, субъективный, а данный – еще и не рейтинговый. А как можно было понять, что не рейтинговый? Что видит посетитель? Это блог центральной библиотеки города-миллионника, в котором список литературы пронумерован от 1 до 22 явно не по алфавитному порядку. Вот Вам пример из нашей челябинской производственной жизни – один пожилой человек решил сделать книгу (именно сделать, а не написать: там больше фотографий) про такой-то завод, и назвал ее громко: «Такой-то завод». Люди заинтересовались – что это за фундаментальный труд, раз так называется. И оказалось, что уделил он больше внимания такому-то цеху (где сам работал), таким-то людям (с которыми сам общался) и такому-то периоду истории – 60-70 гг (периоду своей молодости). Вот, тоже можно сказать личностный взгляд на историю завода, общества, страны. А люди недоумевали, кто-то обиделся: «Почему обошел стороной меня, да ладно меня – а вот того, того – это же были выдающиеся люди завода того времени! А почему 60-70-е, завод-то существует с 30-х?! Про тех, кто его построил, совсем не надо было упоминать?» В общем, посоветовали этому автору тогда, чтобы консультировался с профессионалами, прежде чем снова браться за подобную работу.
К чему я все это? Я же сказал, что искал списки лучших произведений о собаках, и нашел другие. Там те же произведения стоят в другом порядке, и диву даешься – в каком: «Каштанке», «Белому Биму…» места не находят и в первой десятке! Впереди только иностранные произведения типа «Собаки Пса». Но там менее солидные организации – а тут центральная библиотека города! Я не согласен с тем, что любой список личностный, субъективный. На то и создаются рейтинги, чтобы найти какую-то объективную картину, и от библиотеки можно было ожидать чего-то большего, чем личностный рейтинг. Есть показатели, по которым можно было проверить популярность произведений – к примеру, тот же Джек Лондон за советское время в нашей стране был вторым по издаваемости зарубежным писателем после Г.Х. Андерсена (общий тираж 956 изданий составил 77,153 млн экземпляров – Википедия). Можно было сравнить рейтинги советского времени, современной России, стран Запада и т.д. То есть провести какую-то систематическую работу и выдать интересную подборку, где были бы указаны все эти показатели. Но что же, видно нет такого подхода уже. В любом случае спасибо!

Максим, спасибо за неравнодушный подход. Я с Вами согласна, глубины в данном списке нет. Возможно, составляя список, Дарья сделала ошибку, пронумеровав его, и это наталкивает на мысли о рейтинге. К сожалению, такой цели не было. Мне импонирует Ваш серьезный аналитический библиографический подход, нравится идея, я обращусь к нашим библиографам, может они попробуют создать другой список книг о собаках.

Ирина, спасибо, что откликнулись на эту идею. Я — редактор заводской газеты, поэтому в преддверие новогодних праздников подгатавливаю материалы в праздничный номер. Хотел дать небольшой список самых популярных произведений про собак, основываясь на авторитетный источник.
Что касается того как можно сделать новый список, то вот Вам еще одна идея — надо разделить произведения, где собаки ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ, и где собаки только ПЕРСОНАЖИ, не претендующие на статус главного героя. Если этого не сделать, то «Собака Баскервилей»,которая в этом списке на последнем месте, должна оказаться, наоборот, на первом, т.к. не вызывает сомнений, что книги о Шерлоке Холмсе в мире имеют наибольшую популярность из всех книг этого списка. И еще одна важная деталь — детские произведения также более популярны, чем взрослые, т.к. их читают или слушают практически все дети, а вот взрослые читают только по вкусу. По этой логике маленький рассказ Николая Носова «Бобик в гостях у Барбоса» по популярности должен обойти практически все романы этого списка, и уж точно быть выше «Собачьего сердца»))
Спасибо!

Максим, спасибо за идеи, постараемся сделать более полную подборку произведений про собак к концу декабря. С наступающим Новым годом Вас!

Спасибо! И Вас, а также всех сотрудников библиотеки с наступающим Новым годом!

Любимые собаки писателей

Пожалуй, самый известный в мире писательский пес принадлежал жителю английскому поэту Джорджу Гордону Байрону. Это ньюфаундленд Ботсвен. Хозяин поставил ему мраморный памятник у себя в поместье с такой эпитафией: «Здесь покоятся останки существа, соединившего в себе красоту без тщеславия, силу без дерзости, храбрость без жесткости и все добродетели человека без его пороков. Это похвальное слово, которое было бы бессмысленной лестью, если бы оно было высечено над прахом человека».

Давайте вместе полюбуемся замечательной дружбой между литераторами и собаками! Мы также собрали увлекательные истории о них. Приятного чтения!

Любимой породой Чехова была такса. В его любви к ним чувствуется нрав сатирика. Ведь такса – пародия на собаку, хотя и добрая, и забавная. Первых двух его такс звали по-врачебному: Бром и Хина. Брата Антона Павловича, Михаил, писал в своих воспоминаниях:

«Каждый вечер Хина подходила к Антону Павловичу, клала ему на колени передние лапки и жалостливо и преданно смотрела ему в глаза. Он изменял выражение лица и разбитым, старческим голосом говорил: «Хина Марковна. Страдалица. Вам бы лечь в больницу. Вам ба там ба полегчало ба-б». Целые полчаса он проводил с этой собакой в разговорах, от которых все домашние помирали со смеху. Затем наступала очередь Брома. Он также ставил передние лапки Антону Павловичу на коленку, и опять начиналась потеха».

Читать еще:  Краснолобый прыгающий попугай

2. Владимир Маяковский

Одно из самых проникновенных признаний в любви к «братьям нашим меньшим» — пожалуй, во всей мировой литературе — мы найдем у Маяковского:

Я люблю зверье.
Увидишь собачонку —
тут у булочной одна —
сплошная плешь, —
из себя
и то готов достать печенку.
Мне не жалко, дорогая,
ешь!

После Октябрьской революции французский бульдог стал любимцем Владимира Маяковского. Из поездки во Францию в 1920 году поэт привез своего бульдога, которого назвал Булькой. Верная Булька жила у поэта на правах любимого члена семьи долгие годы и оставалась со своим хозяином до самого последнего его дня. Маяковский брал бульдожку во все поездки, расставаясь с ней только в редких случаях, когда на то вынуждали обстоятельства.

Говорят, любимая женщина Маяковского Лиля Брик тоже души не чаяла в собаке. Маяковский представлял всем Бульку как их общего питомца. Булька не раз приносила щенков поэту, которых тот старательно выхаживал и раздавал знакомым, пристраивал у друзей и соседей. В день смерти Маяковского Булька и ее щенки тоже были в квартире. Неизвестно, кто взял к себе собаку после смерти хозяина. Было бы логично предположить, что заботиться о Бульке стала Лиля Брик, но таких свидетельств современники не оставили.

3. Вальтер Скотт

Британского классика всюду сопровождали его собаки — таксы Камп и Спайс, борзые Дуглас и Перси и прекрасная легавая дирхаунд Майда — большая охотничья собака стального цвета; она вела себя совершенно степенно, не принимала участия в шуме, производимом ее собратьями, и, видимо, считала, что должна поддержать честь дома.

Его любимец пес Камп — пока не состарился — всегда сопровождал хозяина, когда последний лазал по скалам. Зачем лазал? Укреплял мышцы и цепкость пальцев. Пес Кемп помогал Скотту выбирать самый удобный путь. Любовь Вальтера Скотта к рыжему Адаму также упоминается в его биографии.

Вальтер Скотт также находится в списке почитателей ньюфаундлендов. Писатель высказал свое мнение об этих собаках такими словами «Я никогда не видел лучших животных, которые бы так впитали в себя правила этикета, если не считать, что они немного слюнявы. Но кто осудит их за это!». Домашние животные Скотта были его друзьями. Скотт обожал собак и всю жизнь был ими окружен.

4. Эрих Мария Ремарк

Собаки сопровождали Ремарка всю его сознательную жизнь. В одном из писем он признался, что четвероногие друзья дали ему «чувство дома». Двух его любимых собак, в юношестве и в армии, звали Вульф. Последнюю собаку, терьера, звали Билли.

Своему хорошему другу, фокстерьеру Питеру, Агата Кристи даже посвятила роман «Безмолвный свидетель». На первой странице печатного издания так и написано: «Дорогому другу и непритязательному спутнику псу Питеру посвящаю».

6. Михаил Пришвин

Все собаки Пришвина были охотничьих пород: лайки, пойнтеры, легавые, сеттеры, спаниэли — натаска была для него увлекательным, важным и интересным делом. Собаки занимали в его жизни и творчестве очень большое место – он их любил, и писал о них: «Собаки вывели меня в люди».

7. Николай Некрасов

Самую известную собаку Некрасова звали Кадо, это был черный пойнтер. Она трагически погибла на охоте, в нее по ошибке выстрелила жена Некрасова. Для хозяина смерть была настоящим ударом. Похоронили Кадо в имении у дома. На могиле положили плиту из гранита. Николай Алексеевич подолгу стоял возле нее.

Русский поэт любил собак настолько, что посвятил им стихотворение:

Собаки! Бог вас людям дал в награду,
Чтоб грели сердце, радовали глаз.
Как мало вам от человека надо,
Как много получает он от вас!

Когда собака с человеком рядом,
уходит из души по каплям зло.
она всегда поймет вас с полувзгляда,
наполнит дом уютом и теплом.

Когда потреплют нас в житейской драке
и кажется- напастям нет конца,
зализывают раны нам собаки
и слезы слизывают с нашего лица.

Так пусть же Человек- венец творенья,
каких бы в жизни ни достиг вершин,
склонит чело с любовью и почтеньем
к четвероногим врачевателям души!

8. Чарльз Диккенс

Диккенс был страстным любителем собак, они проживали у него дома, он делал их персонажами своих произведений. Самые известные четвероногие герои – это Булси из приключений Оливера Твиста и Жип из Дэвида Копперфильда.

В августе 1862 года он опубликовал статью в журнале «Круглый Год» под названием «Два Собачьих Шоу», где хвалил работу с виду ничем непримечательного благотворительного центра «Дом для собак и кошек». Диккенс был поражен и буквально зачарован работой этой единственной в своем роде лондонской организации, где приоритет, в первую очередь, отдавался благосостоянию четвероногого подопечного. Диккенс также много говорил в статье об отношении к питомцам в этом приюте, о любви и оказываемой заботе. Он был поражен качеством медицинской помощи, которую организация оказывала не только обитателям приюта, но и другим бродячим собакам города.

Эта статья сыграла ключевую роль в работе «Дома для собак и кошек», настал новый этап деятельности, момент перехода к лучшему. Общественное мнение изменилось к лучшему, в 1871 году организации удалось перевезти своих питомцев в лучшие условия, начался новый виток развития.

9. Франсуаза Саган

Французская писательница обожала собак и кошек, что всегда жили в доме ее отца. С особой гордостью и нежностью Франсуаза всегда вспоминала таксу, превращенную ее отцом в собаку-самокат. К старости у бедного животного отказали задние лапки, и ни один ветеринар не взялся лечить ее. Тогда Пьер Куарэ, отец Франсуазы, сконструировал небольшую тележку, на которой бедняга смогла не просто передвигаться, но даже бегать по улицам.

10. Джон Стейнбек

В 1960 году американский писатель Джон Стейнбек, чтобы восстановить силы после сердечного приступа, решил отправиться в путешествие по Америке. Он хотел «снова все увидеть своими глазами и попытаться открыть заново эту огромную страну». Для своего путешествия он заказал специальный «выносливый, удобный, быстроходный грузовик с высоким крытым кузовом с домиком, где было все: широкая кровать, плита на четыре конфорки, отопительный прибор, холодильник и освещение на бутане, химизированная уборная, чуланчик, помещение для продуктов и сетка на окнах от насекомых». В попутчики писатель выбрал «пожилого господинчика французской национальности — пуделя по имени Чарли», «прирожденного дипломата» и «доброго друга».

Вместе с Чарли Стейнбек преодолел 19 000 км и пересек 37 штатов. Чарли помогал писателю налаживать контакт с людьми («Собака, особенно такая экзотическая на вид, служит связующим звеном между незнакомыми людьми. Мало ли разговоров в пути начиналось с вопроса: «А что это за порода такая?»), кроме того, был отменным слушателем: в дороге хозяин и пес обсуждали множество тем, от жизни в маленьких городках до расовой дискриминации. Свои приключения Джон Стейнбек описал в книге «Путешествие с Чарли в поисках Америки», ставшей мировым бестселлером.

9 знаменитых поэтов и писателей, которым помогали творить их любимые собаки

Собаки стали друзьями и любимцами многих известных людей. А писателям они еще и дарят вдохновение.

Антон Чехов

Собаки были любовью Чехова. Встретить их читатель может на страницах многих произведений автора: «Каштанка», «Вишневый сад», «Ванька», «Хамелеон», «Дама с собачкой».

Собаки присутствовали не только в рассказах, но и в его реальной жизни. Антон Павлович любил как породистых животных, так и дворняг. Последним он даже придумал благородное прозвище — «дворяне».

Но больше всего писателю были по душе таксы. В Мелихово у него жили две собаки этой породы. Они носили медицинские клички, дополненные отчествами — Бром Исаевич и Хина Марковна. Антон Павлович любил вести с ними беседы, которые потом входили в тексты его произведений.

Агата Кристи

Пес Тони появился у маленькой Агаты в пятилетнем возрасте. С тех пор ее любовь к этим животным только усиливалась. Доказательство тому — посвящение терьеру Питеру, которое предваряет роман «Безмолвный свидетель». Этот же пес стал прототипом главного героя произведения. Пролог этого романа называется «Превыше всего — собака». В нем героиня не может расстаться со своим четвероногим другом даже при угрозе голода.

Владимир Маяковский

Собаки играли важную роль в творчестве и жизни Маяковского. У Владимира Владимировича даже была кличка «Щен». И дело вовсе не в громогласных отрывистых стихотворных строчках, напоминающих лай. Как и пес, поэт был преданным и бескорыстным по отношению к тем, кого любил. Очень хорошо это знала его главная муза, Лиля Брик. Неслучайно свою книгу воспоминаний о Маяковском она так и назвала — «Щен».

Такая же кличка была у одного из его питомцев, которого он подобрал на улице. Вообще Маяковский часто обласкивал беспризорных дворняг. В своих стихах он упоминает, что даже готов отдать им, голодным, собственную печенку.

Еще одна собака поэта — бульдог Булька. Она была с Маяковским до самого его последнего часа.

Александр Куприн

Куприн называл животных четвероногими господами, а среди них более всего выделял собак. И неспроста. Однажды любимец Александра Ивановича, пес Сапсан, рискуя своей жизнью, спас дочь писателя от бешеной собаки. Позднее Куприн напишет рассказ от имени Сапсана, где изложит собачьи (считайте — свои) мысли о людях, животных, событиях и многом другом. Так огромный пес меделянской породы, позировавший вместе с писателем на многих фотокарточках, навсегда войдет в мировую литературу.

Читать еще:  Подагра у попугая

Собаки у Куприна встречаются во многих произведениях: «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Завирайка» и других.

Франсуаза Саган

Собаки присутствовали в жизни Франсуазы Саган с детства. В поместье ее отца жила такса, у которой к старости парализовало задние лапы. Животное не бросили, а сконструировали бедолаге подобие инвалидной коляски — тележку, на которой она передвигала поврежденные конечности. Такое трепетное отношение к собакам у Франсуазы Саган осталось навсегда. Она даже признавалась, что глаза пса искреннее глаз любовника.

У писательницы долгое время жила немецкая овчарка по кличке Верзер. Несмотря на грозный вид, пес был ласковее кошки. Когда же. Вердер тяжело заболел и Франсуазе пришлось закончить его страдания, она очень тяжело переживала это расставание.

Последние годы жизни писательницу тоже окружали собаки. Для них она четырежды в день лично варила еду. Они же избавляли ее от нестерпимого чувства одиночества, которое преследовало француженку всю жизнь и выплескивалось на страницы ее романов.

Станислав Лем

У польского писателя-фантаста жил пес Бартек. Это был огромный кобель, который в 8 месяцев весил уже 34 кг. При своих внушительных размерах Бартек был добрейшим существом. Он ласкался к хозяину и облизывал всех незнакомцев.

Лему очень нравились большие собаки, похожие на волков. До Бартека у писателя была эльзасская овчарка. Эти большие преданные друзья давали Лему, пережившему холокост, чувство защищенности.

Вальтер Скот

Вальтер Скот был известным собачником. Даже одну из пород назвали в честь героя его романа «Гай Мэннеринг» — Денди Динмонт.

Четвероногим друзьям в доме писателя было многое позволено. Они в любое время заходили в кабинет хозяина, выпрыгивали через окна. У романиста жили псы разных пород: грейхаунды Дуглас и Перси, а также денди динмонт терьеры. Писатель дал им клички в честь любимых приправ — Горчица, Кетчуп и Перец.

Из-за хромоты Вальтер Скот чаще передвигался верхом. В поездках его всегда сопровождал дирхаунд Майда, похожий на большого дога. Похоронен пес под его скульптурой у входа в дом писателя.

На памятнике в Эдинбурге Вальтер Скот запечечатлен с Майдой, который положил голову на колени хозяина.

Михаил Пришвин

Пришвин держал охотничьих собак, так как был заядлым охотником. Немецкая легавая Нерль попала на страницы его рассказа «Натаска Нерли». Но с этим псом охота не слишком удавалась. А вот сеттер Жалька полностью оправдала ожидания хозяина.

Тема охоты с собаками прослеживается во многих произведениях автора. Большая часть написана на основе личного опыта Михаила Михайловича. Так что все псы, которые жили у Пришвина (лайки, пойнтеры, легавые, сеттеры, спаниели), дарили ему не только радость общения, но и вдохновение для творческой деятельности.

Стивен Кинг

Король мира ужасов свою четвероногую любимицу Молли называет «Исчадие зла». Эта собака породы вельш-корги пемброк, по высказываниям писателя, хочет захватить мир. Собаки этой породы нередко присутствуют и на страницах романов Кинга

Молли — долгожительница, ей уже 30 лет. Стивен Кинг часто позирует на фото в футболке с её портретом и шутит, что так ему велела сделать Молли.

Среди авторов мировой литературы любовь к своим собакам настолько велика, что отражалась в их произведениях. Эти четвероногие друзья не только вдохновляли своих хозяев, но и часто становились прообразами героев мировых бестселлеров.

Отъявленные собачники среди известных писателей: Как питомцы помогали им в жизни и творчестве

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Собаки вдохновляют на создание триллеров

Однажды во время утренней пробежки, в далеком 1999 году, Стивен Кинг получил серьезнейшие травмы: его сбила машина. Водитель выехал на обочину, поскольку отвлекся на сидевшую у него в салоне собаку. Эта случайность стала причиной того, что Кинг надолго оказался прикован к постели. А помогла ему встать на ноги опять же собака, но уже его собственная. Верным другом, утешителем и вдохновителем писателя стал вельш-корги-пемброк по кличке Мэрлоу. Известно, что именно он стал прототипом песика из саги «Темная башня». В одной из частей этого цикла Кинг фактически вводит в качестве героя самого себя. В книге он описывает трогательные отношения писателя, и его собаки так:

«Он слышит приближающееся по коридору цоканье когтей, и Мэрлоу сует нос в его кабинет. Мэрлоу – уэльский корги, с короткими лапами и большими ушами, уже старенький, со своими болями и ломотой в костях, не говоря уже о глазе, который ему удалили вместе со злокачественной опухолью в прошлом году… Хороший малыш. И крепкий. А когда он поднимает голову, чтобы посмотреть на писателя, на его морде играет привычная собачья улыбка. «Как жизнь, старина? – словно спрашивает она. – Написал сегодня хорошие слова? Все путем?».

Впоследствии Кинг включал в литературные произведения и других своих псов, причем, сразу в нескольких его книгах упоминаются именно собаки породы вельш-корги-пемброк. Сейчас у Кинга тоже есть собаки, и его главной вдохновительницей стала четвероногая малышка Молли. Писатель в штуку называет ее «исчадием зла», утверждая, что она помогает ему придумывать ужастики.

«Иногда по ее глазам видно, что она мечтает захватить мир, – написал Кинг на своей страничке в соцсети, – Она настоящий охотник, хищник. Каждый день «исчадие» выслеживает у нас в доме фиолетового динозавра и безжалостно расправляется с ним, издеваясь потом над его «бездыханным» телом».

Писатель дал название новой породе собак

Британский классик Вальтер Скотт тоже обожал собак. Он держал представителей совершенно разных пород – легавых, борзых, терьеров, такс.

А один из его четвероногих любимцев, бультерьер Кэмп, до своей глубокой старости был верным спутником Скотта на прогулках. Писатель любил взбираться по скалам, тренируя таким образом мышцы и суставы пальцев, и во время таких «восхождений» Кэмп всегда был рядом, помогая хозяину выбрать наиболее удобный путь для подъема.

Скотт разрешал питомцам заходить и в его библиотеку, и в его кабинет во время работы. Он писал быстро и много, но четвероногие не мешали, а, наоборот, помогали ему творить.

В одном из свои писем, датированном 1822 годом, Скотт признавался: «Я порой размышляю, почему у собак такая короткая жизнь, и мне почему-то кажется, что Творец сделал ее такой из сострадания к человеку; потому что, если мы так страдаем, теряя собаку, с которой прожили вместе 10 или 12 лет, то что тогда было бы с нами, проживи она вдвое больше этого?».

До самых последних дней Скотт неизменно окружал себя собаками: любимые питомцы садились возле его кресла, и он начинал их гладить, посмеивался над ними или печально всхлипывал.
На многих картинах Вальтер Скотт изображен со своими псами. А в Эдинбурге, у входа в его дом, можно увидеть памятник, запечатлевший писателя с любимой собакой Майдой.

Кстати, порода денди-дайнмонт-терьер была названа так именно благодаря Вальтеру Скотту. Увидев однажды этих забавных песиков, он был так ими очарован, что сделал героями своего исторического романа «Гай Мэннеринг, или Астролог». Один из главных персонажей произведения, Денди Дайнмонт, держал у себя собак, каждая кличка которой соответствовала ее окрасу. Роман оказался безумно популярным, и в последствии породе дали название по имени выдуманного Скоттом персонажа.

Смерть диванной собачки заставила писать шедевры

Американская писательница, журналистка и дизайнер Эдит Уортон очень любила маленьких собачек, отдавая особенное предпочтение породе чихуахуа. Она была просто помешана на своих питомцах и постоянно носила их на руках и на плечах, уделяя им даже больше времени, чем своему супругу, за что он на нее часто обижался.

Поскольку собачий век, увы, недолог, периодически Эдит приходилось хоронить своих питомцев, и она даже выделила для них специальное кладбище возле своего дома. Смерть одной из домашних любимиц, собачки по кличке Мими, Эдит пережила настолько остро, что впала в глубокую депрессию. И вылечило ее от тягостных мыслей занятие литературой.

Увлекаясь созданием сюжетов, она забывала о своем горе. Именно так появился известный роман Уортон «Обитель радости». А почти 20 лет спустя за другой свой роман, «Эпоха невинности», Уортон даже получила Пулитцеровскую премию, став первой в истории женщиной, удостоившейся этой почетной награды.

Брутальная модернистка училась писать у пуделя

Гертруда Стайн – знаменитая писательница-модернистка конца XIX – начала XX веков, известная во Франции и Америке как наставник молодых писателей, а также друг Хемингуэя и автор знаменитого термина «Потерянное поколение», ставшего потом эпиграфом к его роману. Помимо всего прочего, литератор-активистка держала дома сразу несколько собак. Но особенно трепетно Гертруда относилась к питомцу по кличке Баскет.

Этот пудель был известен всей окружавшей писательницу литературной богеме Парижа. Гертруа вместе со своей подругой и спутницей Алисой Токлас просто обжали его, считая полноправным членом семьи.

Ну и, конечно же, Баскет помогал Гертруде в творчестве. Пудель славился тем, что очень громко дышал и, по словам писательницы, именно слушая его дыхание, она научилась «улавливать разницу между предложениями и абзацами».

Собаки привлекали внимание многих писателей, поэтов, художников. А вот почему британский писатель превратился в козу и ушел в горы? Конечно же, ради творческого поиска!

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector