Животные в славянских праздниках и ритуалах

Животные в славянских праздниках и ритуалах

Анелия Анисимович

Коляды – один из древнейших славянских праздников. Он берет свое начало в язычестве, поэтому издавна особая роль в праздновании отводилась различным образам животных.

В первую очередь это нашло отражение в ряженье. Существует целый ряд традиционных персонажей, но главной героиней зачастую выступает именно коза – символ плодородия и благополучия. Неспроста главный обряд колядования называется «вождение козы». Считалось, что ее присутствие избавляет дом от злых духов, а также обеспечивает хороший урожай и приплод у домашнего скота, поэтому каждая семья радушно встречала колядовщиков.

Как правило, в костюм козы переодевался молодой заводной парень, но в некоторых деревнях обходились чучелом из соломы. Возглавлял колядующих «поводырь», водивший «козу» на поводке. Ряженые ходили по домам, где разворачивалось целое представление. Во время песнопений «коза» танцевала, заигрывала с колядующими и домочадцами, а потом падала «замертво». Чтобы ее «оживить», хозяева угощали ряженых салом или другими «прысмакамi», после чего они уходили колядовать в другой дом.

Символизм обряда уходит корнями в древность, так как изначально Коляды – это языческий праздник зимнего солнцестояния. «Смерть» козы символизировала окончание старого года, а «воскрешение» — поворот солнца на новый круг. Более того, древние славяне считали, что колядовщики олицетворяли души умерших предков, которые пришли навестить своих родных на стыке старого и нового года, чтобы пожелать благополучия. Вывернутые наизнанку кожухи, в которые рядились колядующие, символизировали перевернутый мир, то есть мир мертвых. Таким образом они хотели показать, что в деревню пришли души почивших предков. По этой причине никто не мог отказать в угощении таким гостям, а если ряженые не навестили чей-то дом, то это было дурным предзнаменованием. Единственное исключение – в семьи, в которых не прошел год со дня смерти близкого, колядовать не ходили.

Менее распространенной традицией было вождение «медведя» – символа плодородия, силы и здоровья. Славяне верили, что он может их уберечь от злых сил и недугов. Среди других традиционных персонажей были «конь» — символ солнца, «аист» — символ счастья и благосостояния, а также журавль, корова, волк и гусь.

Образы животных также присутствуют и в кулинарных святочных традициях. Например, на праздник выпекались «козули» – печенье в виде животных и птиц. Их приготовление было отдельным ритуалом, в котором принимала участие вся семья. Ими украшали дом, одаривали родных и детей. А также обязательно угощали колядующих, чтобы скот водился. Кроме того, «козулями» кормили и самих животных, чтобы они плодились и не болели. При этом несколько фигурок обязательно оставляли в доме до следующего года в качестве оберега. Что интересно, это печенье удивительным образом не портилось и было вполне съедобным даже спустя год.

Говоря о Святках, нельзя не вспомнить об излюбленной забаве молодежи, обряде гадания, в котором нередко использовались животные. Например, существует вид гадания с участием кота или кошки. Предварительно поместив котофея в другую комнату, необходимо загадать желание и позвать любимца. Если он переступит порог правой лапой – придется преодолеть трудности на пути к мечте, если левой – желание сбудется.

Также известно немало видов гаданий на курах. Например, можно зайти с зажмуренными глазами в курятник и взять первую попавшуюся наседку. Цвет перьев укажет на цвет волос будущей половинки. А если девушка хочет узнать судьбу, то для этого нужно взять горсть зерна и сосчитать в ней зернышки. Затем угостить ими курицу и пересчитать остаток. Если он делится надвое, то в этом году юная особа выйдет замуж.

Однако куры – не единственные, кто сможет предсказать судьбу. Из домашних животных на эту роль вполне подойдут и лошади. Один из видов гадания на лошадях – это вывести животное из конюшни, подложив заранее на выходе палку или бревно. Если лошадь наступит на преграду или споткнется – девушку ждет несчастливая замужняя жизнь, так как муж попадется с плохим характером. А если лошадь не заденет препятствие, то девушке повезет, так как суженый окажется добрым и ласковым. Еще один популярный способ – это завязать лошади глаза и вывести ее за ворота. В какую сторону она пойдет – оттуда приедет жених.

Животные в славянских праздниках и ритуалах

Мифология древних славян была тесно связана с природой. Наши предки жили в симбиозе со стихиями, а их обряды и ритуалы были призваны подчеркнуть это единство. Исследователи отмечают, что амплитуда характера религиозных традиций славян была довольна широка: от мирных сельскохозяйственных до жестоких и кровопролитных культов.

Мать — Сыра Земля

С незапамятных времён основой славянской мифологии был культ богини по имени Мать — Сыра Земля. Она давала жизнь, она её и отнимала. Как указывает исследователь славянской мифологии Ю.И. Смирнов, славяне представляли её в образе женщины: травы, кустарники и деревья – её пышные волосы, их корни – жилы, скалы – кости, ручьи и реки – живая кровь. Именем Матери-Земли клялись, съедая при этом щепотку земли, и клятву эту нельзя было нарушить, потому что земля не будет носить клятвопреступника. До сих пор сохранилось выражение «Чтоб мне сквозь землю провалиться».
В качестве требы для Матери-Земли приносили зерно.

Культы любви и плодородия

Отголоском славянской древности было почитание Рода; именно он посылал с неба на землю души людей. Род считался покровителем мужчин, а о женщинах заботились его дочери – рожаницы. Среди рожаниц известны две: Лада и её дочь Леля.

Лада считалась защитницей семьи, богиней любви и красоты, а также плодородия. Собиратель русских народных сказок А.Н. Афанасьев писал: «В народных сказках ладо до сих пор означает нежно любимого друга, любовника, жениха, мужа, а в женской форме (лада) – любовницу, невесту и жену». Богиня Леля заботилась о первых весенних ростках, цветах и благоволила девичьей любви.

Рожаницам женщины приносили в дар цветы и ягоды. Ритуалы, способствующие плодородию, были связаны с обнажённым телом.
На хлебном поле с целью хорошего урожая совершался своеобразный обряд. «Хозяйка ложилась в поле и делала вид, что родит, между ног ей клали каравай», — рассказывал профессор Н.М. Никольский в книге «История русской церкви». На Страстной неделе, последней неделе Великого поста, также колдовали о том, чтобы хлеб родился лучше. Хозяин тряс соху, имитировал пахоту. Нагая женщина собирала по углам тараканов, заворачивала их в тряпочку и выносила на дорогу. Произносили и наговор на скотину и домашнюю птицу.

В Вятской губернии на Великий четверг до восхода солнца нагая хозяйка дома должна была бежать со старым горшком на огород и опрокидывать его на кол: горшок оставался в таком положении на колу в течение всего лета — это охраняло кур от хищной птицы.

А под Костромой вплоть до XVIII века сохранялся такой языческий ритуал: нагая девушка садилась, как ведьма, на черенок помела и трижды «объезжала» вокруг дома.

Это был весёлый бог весеннего солнца и плодородия, покровитель любви и деторождения. Имя его происходит от слова «яр» – «сила». Божество представлялось не только молодым мужчиной в белых одеждах и на белом коне, но иногда и женщиной, одетой в белые брюки и рубашку и держащей в правой руке чучело человеческой головы, а в левой — пучок колосьев: символы жизни и смерти. На голове у Ярило был венок из первых полевых цветов.

Ярилин день отмечался 27 апреля. В этот день девушку сажали на белого коня, которого водили вокруг ритуального столба или дерева на высоком месте. Затем коня привязывали и водили вокруг хоровод, воспевая приход весны. Второй праздник, посвященный Яриле, отмечался в середине лета перед Петровским постом. На этот раз божество изображал юноша, одетый в белые одежды, украшенный лентами и цветами. Он возглавлял праздник, который заканчивался угощением и народным гулянием.

Ярила прославлялся, как «распространяющий весенний или утренний солнечный свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях и плотскую любовь в людях и животных, юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке» (П. Ефименко. «Зап. Имп. Рус. Геогр. Общ. по отд. этнографии», 1868 г.).

Культ Велеса – бога животных и подземного мира

Крылатый змей Велес почитался как покровитель скота и лесных зверей. Он правил также подземным миром, и ему посвящался неугасаемый огонь. Когда убирали хлеб, в дар Велесу оставляли пучок несжатых колосьев. Для здоровья и плодовитости скота закалывали белого ягнёнка. Обряд принесения Велесу человеческих жертв описывается в «Сказании о построении города Ярославля»:
«Когда приходил первый выгон скота на пастбища, волхв закалывал для него тельца и тёлку, в обычное же время из диких зверей жертвы сжигал, а в некоторые очень тяжелые дни — и из людей. Когда же огонь у Волоса угасал, то волхва в тот же день и час отрешали от керемети, и по жребию избирали иного, и этот закалывал волхва и, разведя огонь, сжигал в нём труп его как жертву, единственно способную возвеселить этого грозного бога» (Воронин Н. Медвежий культ в Верхнем Поволжье XI в.). Новый огонь разрешалось добыть только методом трения дерева о дерево: тогда он считался «живым».

С приходом христианства Велеса заменил христианский святой с похожим именем — священномученик Власий. Как указывает исследователь славянской мифологии Ю.И. Смирнов, в день памяти этого святого, 24 февраля, крестьяне угощали домашних животных хлебом и поили крещенской водой. А если на скот нападали болезни, люди «опахивали» деревню – прокладывали вокруг неё плугом борозду и проходили кругом с иконой святого Власия.

Культ огня

Богом огня был Сварог (другие его имена Святовит, Радегаст) и его сын Сварожич. Огонь считался у славян священным. В него нельзя было плевать, бросать нечистоты. При горящем огне запрещалось сквернословить. Огню приписывались целебные и очистительные свойства. Больного человека проносили через огонь, в котором должны были погибнуть злые силы. Жениха и невесту перед свадьбой проводили между двумя кострами, чтобы очистить и защитить будущую семью от возможной порчи.

Читать еще:  Аквариумные рыбки гуппи

Битьё посуды на современных свадьбах – отголосок поклонения Сварогу, только прежде били горшки о печь.

Сварогу приносили и кровавые жертвы, которые определял жребий или указывал жрец. Чаще всего это были животные, но могли быть и люди. «Среди различных жертв жрец имеет обыкновение приносить иногда в жертву и людей — христиан, уверяя, что такого рода кровь доставляет особое наслаждение богам» (Гельмольд. Славянская хроника, 1167-1168 гг.). Адам Бременский в хронике XI века «Деяния гамбургских епископов» повествует о гибели Иоанна, епископа Мекленбургского: «Варвары отрубили ему руки и ноги, тело выбросили на дорогу, голову же отсекли и, воткнув на копье, принесли её в жертву богу своему Радегасту в знак победы».

Культ богов войны

Когда упрочилась княжеская власть, главенство культа плодородия сменилось культом войны. Близ Великого Новгорода располагалось капище – Перынь, где богам этого культа приносились человеческие жертвы. Одним из первых письменных упоминаний о ритуальных убийствах можно считать сообщение в византийском «Стратегиконе Маврикия» (VI-VII вв.). В нём, в частности, идет речь о славянских племенах склавинов и антов.

В прежние времена Перынь была островом, но в 1960-х годах водный режим был нарушен строительством насыпной дамбы. В результате река вокруг Перыни обмелела и остров объединился с берегом. В киевском святилище, устроенном князем Владимиром Святославичем в 980 году, находились несколько идолов: деревянный Перун с серебряной головой и золотыми усами, Хорс, Дажбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь. О жертвах, которые приносились этим богам, имеются свидетельства в ряде зарубежных источников.

Немецкий епископ Титмар Мерзебургский в “Хрониках” (XI в.) писал:
«Сколько в той стране [славянской — авт.] областей, столько там есть и храмов, и изображений отдельных демонов, которых почитают неверные, но среди них упомянутый город [капище — авт.] пользуется наибольшим уважением. Его посещают, когда идут на войну, а по возвращении, если поход был удачен, чествуют его соответствующими дарами, а какую именно жертву должны принести жрецы, чтобы она была желанной богам, об этом гадали, как я уже говорил, посредством коня и жребиев. Гнев же богов умилостивлялся кровью людей и животных».

Византийский хронист Лев Диакон (середина X в.) повествует об осаде византийцами князя Святослава в городе Доростол. Автор называл всех северных варваров скифами, но, конечно, настоящих скифов уже не существовало, и речь идёт именно о язычниках-славянах и русах:

«Скифы не выдержали натиска противника; сильно удручённые гибелью своего предводителя (Икмора, второго человека в войске после Святослава), они забросили щиты за спины и стали отступать к городу, а ромеи преследовали их и убивали. И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра».

Факт жертвоприношения пленных и младенцев у славян подтверждается и другими средневековыми авторами, а также археологами. Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество древней Руси» пишет, что древнее городище Бабина гора на берегу Днепра, принадлежавшее, по его мнению, ранним славянам, было языческим святилищем, где приносились в жертву младенцы. Свидетельствуют об этом, по убеждению исследователя, детские черепа, захороненные неподалеку без предметов, которые обычно сопровождали погребения. Он предполагает, что Бабину гору «можно представить себе как святилище женского божества вроде Макоши», где жертвами были дети.

Ибн Руст, начало X века:
«Есть у них [славян — авт.] знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их. Случается, что приказывают они приносить жертву творцу их, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждет, пока оно не задохнётся, и говорит, что это жертва Богу».

В летописи «Повесть временных лет» упоминается юноша-христианин, которого язычники хотели принести в жертву: Иоанн, сын Феодора Варяга. Сын и его отец были убиты толпой фанатиков-язычников. Впоследствии Церковь канонизировала их как святых мучеников. Какому именно богу должны были принести в жертву юного варяга, летописец не уточняет. Б.А. Рыбаков полагает, что Перуну. Но спустя всего 8 лет после создания капища в Киеве князь Владимир принял христианство и «повелел повергнуть идолы — одни изрубить, а другие сжечь. Перуна же приказал привязать к коню и волочить его с горы по Боричеву к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе — чтобы принял он возмездие от людей». Избитого Перуна сбросили в Днепр, причём княжеским людям было велено отпихивать его от берега, пока он не пройдет пороги.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Всё о Blogger (1)
  • (0)
  • Английский для детей (1)
  • Архитектура (152)
  • Дворцы,замки (28)
  • дизайн для дома,дачи (3)
  • мосты (2)
  • Соборы,Храмы (28)
  • театры,музеи (1)
  • фонтаны (1)
  • Астрология,руны,предсказания,гороскопы (0)
  • Аудиокниги (16)
  • Афоризмы (203)
  • Биоэнергетика,медитация (162)
  • релакс (7)
  • Видео (444)
  • Музыка (208)
  • вокруг света (282)
  • Виртуальные прогулки (114)
  • Города мира (9)
  • Дизайн,интерьер (5)
  • Для детей (1)
  • для дневника (27)
  • кликабельная подпись,картинка (1)
  • кнопочки-переходы (2)
  • сервис для фото (2)
  • Для коллажей (257)
  • анимация (19)
  • клипарт (126)
  • Фоны (56)
  • Женщины (412)
  • женская энергия (1)
  • детская мода (1)
  • косметика (113)
  • Мода (110)
  • Забавные тесты (565)
  • Заработок в инете (2)
  • Здоровье (558)
  • гимнастика (76)
  • Народная медицина (160)
  • нетрадиционная медицина (51)
  • Психосоматика (11)
  • Интересные фотографии (480)
  • Интернет журнал (2)
  • искусство (781)
  • Актёры и роли (71)
  • Антиквариат (39)
  • музеи,памятники (4)
  • скульптура,памятники (5)
  • танцы (28)
  • Творчество (93)
  • фильмы,мульты (196)
  • фокусы,трюки (1)
  • художники (224)
  • Художники (23)
  • Искусство (19)
  • театр (6)
  • театр у микрофона (3)
  • История (72)
  • Артефакты (6)
  • Археология (19)
  • Картинки (146)
  • иллюстрации (20)
  • Коллаж,работы из инета (86)
  • комнатные растения (24)
  • Космос (104)
  • Красота Мира (19)
  • Кулинария (765)
  • Бродилка (6)
  • вкусняшки (72)
  • Готовим из мяса (23)
  • джемы,варенье (8)
  • закуски,бутерброды (44)
  • молочные продукты (7)
  • Напитки (8)
  • овощные блюда (16)
  • Птица (32)
  • разные рецепты (28)
  • рыба (15)
  • салаты,соусы (23)
  • соления (21)
  • Торты,выпечка,тесто (144)
  • Чай,кофе (3)
  • Литература (689)
  • Исторические сюжеты (36)
  • разное (51)
  • сказки (9)
  • Стихи (521)
  • Любимые актёры (142)
  • Мои работы (1084)
  • Димкины фотографии (4)
  • Моё видео,фото (35)
  • мои плееры (3)
  • мои флешки (429)
  • Мудрости жизни (91)
  • Музыка (102)
  • Наука и техника (574)
  • Загадки,гипотезы (197)
  • Универсум Петрика (1)
  • НАУ ЭРА (216)
  • открытия (20)
  • Человек,Земля,Вселенная (124)
  • Обычаи,традиции (35)
  • Приметы,поверья (10)
  • Одесса (118)
  • Память (15)
  • День Победы (5)
  • Парки,сады (14)
  • Плейкаст (2)
  • Подводный мир (44)
  • Позитив, настроение (158)
  • Гифки (4)
  • мотиватор (1)
  • Полезные советы (83)
  • Полезные ссылки (61)
  • Поэзия и поэты (18)
  • Праздники (38)
  • приветствие (49)
  • Природа (922)
  • Пресмыкающиеся, земноводные,рептилии (27)
  • приматы (1)
  • Доисторические животные (2)
  • Животные (276)
  • климат (27)
  • Кошачьи (12)
  • Насекомые (50)
  • подводный мир (33)
  • птицы (151)
  • Растения (62)
  • рыбы (14)
  • самоцветы,минералы (4)
  • улитки (1)
  • Экология (35)
  • Явления природы (127)
  • психология (482)
  • Отношения (107)
  • Mikhail Kazinik (1)
  • Притчи (271)
  • Размышлизмы (10)
  • Татьяна Черниговская (7)
  • Работы из инета (68)
  • работы из блогов (46)
  • Работы моих друзей (1698)
  • подарки от друзей (15)
  • поздравления (81)
  • Творчество моих друзей (342)
  • Разное (61)
  • Разное, интересные заметки (313)
  • Рамочки (273)
  • Рамочки Angel_Star (12)
  • рамочки GALZI (4)
  • подпись (4)
  • Рамочки Beauti_Flash (3)
  • Рамочка Selesta_L (3)
  • рамочки Люба-Любушка (2)
  • Рамочка от NADUSA (1)
  • Рамочки Nata-Leoni (1)
  • рамочки мои (39)
  • Религия,мифы,легенды (81)
  • Православие (42)
  • Россия (5)
  • Спорт (2)
  • Стоп кадр (8)
  • Схемки для дневника (1073)
  • схемы от astra4 (9)
  • Календарь (5)
  • схемы от R-Oksana (2)
  • схемки от Кикайон (1)
  • СХЕМКА — от МосквичкаЛ — МАРТА (1)
  • мой дизайн для жж (6)
  • Схема от ЛЮБА-ЛЮБУШКА (2)
  • схемки от Beauti Flash (7)
  • схемы — Милая странница (77)
  • схемы NADUSA (4)
  • СХЕМЫ МОИ (315)
  • схемы Надежда_Гостевская (5)
  • Схемы от Millena-li (39)
  • схемы, аватарки от Mirosslava (4)
  • схемы-Галчонок (11)
  • Украина (53)
  • Украшения,камни (14)
  • Уроки по Лиру (120)
  • уроки от Любаши К (18)
  • уроки по жж (9)
  • Фотошоп,программы (486)
  • ProShow Producer (9)
  • Гифка (gif) из видео онлайн (1)
  • фотохостинг (1)
  • генератор текста (35)
  • Клипарт (6)
  • Компьютер (40)
  • Конвертор файлов (4)
  • плеер (62)
  • Программы (90)
  • Уроки фотошоп (31)
  • фото генератор (43)
  • Хозяйке на заметку (128)
  • домашние дела (21)
  • Рукоделие (8)
  • своими руками (5)
  • своими руками (5)
  • Храмы,соборы (15)
  • Часики (326)
  • адрес (1)
  • Игры (13)
  • информер (7)
  • Онлайн счётчик (1)
  • органайзер (2)
  • флеш материал (38)
  • флешки (220)
  • ЭЗОТЕРИКА/ГАДАНИЯ ОРАКУЛ ПРЕДСКАЗАНИЯ (88)
  • Гороскоп (18)
  • нумерология (3)
  • Экстрим (16)
  • Юмор (348)
  • видео-юмор (63)

Приложения

  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Онлайн-игра «Большая ферма»Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст

Музыка

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Языческие ритуалы, обряды и праздники древних славян.

Языческие ритуалы, обряды и праздники древних славян.

Читать еще:  Если ваша кошка – Лев

..

Языческие ритуалы, обряды и праздники восточных древних славян были в непосредственной связи с хозяйственной деятельностью крестьян.
Совершая их, наши предки не могли обойти стороной и астрономические события, преимущественно связанные с движением солнца.
Большая часть праздников не отмечалась без почитания предков, которые были для них священными.
До сих пор осталась традиция в определенные дни посещать могилы близких родственников, устраивать там трапезы и оставлять возле могил еду и цветы.
Языческие обряды и христианство и сейчас идут рука об руку, и многих уже не удивить тем, что языческие обряды православных праздников до си пор имеют место быть.

Подобные пережитки язычества наблюдаются и в христианских праздниках Масленицы, Святков, Чистого четверга.
В Святки до сих пор некоторые поминают усопших, но делают это дома, не выходя на кладбище; в Великий Четверг топят баню,
чтобы предки помылись, и жгут костры – чтобы те погрелись.
Можно также заметить, что поминальные праздники устраиваются на рубеже времен года: в дни равноденствия и солнцестояния.
Считалось, что именно в эти дни стираются границы между миром живых и миром мертвых, а значит, умершие предки были как никогда близки к живым потомкам.
Последние должны были встретить души умерших и, как следует их обслужить: обогреть, накормить, помыть.
Если же приемом предки не были довольны, то они могли наслать несчастье, а в противном случае, даже наоборот – поощрить.

Похороненные в землю люди для древних славян являлись теми, кто имел прямое отношение к земле, а значит, могли повлиять и на будущий урожай.
Для крестьян было очень важным поддерживать плодородие скота и земли, что вылилось в самые разные языческие обряды древней Руси,
связанные с тем, чтобы умилостивить духов или богов. Чтобы поддержать плодовитость скота в канун Нового года приготовлялась ритуальная еда из баранины и свинины,
а также пеклись печенья в виде животных. Для того, чтобы почва была плодородной существовали другие славянские языческие обряды.
Например, на Масленицу совершался ритуал с чучелами, олицетворяющими различных языческих богов и персонажей.

С чучелом ходили по улицам, чествовали его, танцевали, а потом устраивали для чучела похороны: растерзывали его или сжигали.
В Троицкую неделю, или в Семик, также ритуал не обходился без чучела, символизировавшего плодородие. Его тоже украшали, чествовали,
совершали над чучелом те же обряды, что и в Масленицу, но потом ломали его и разбрасывали ветки по всей деревне.
Это не только должно было вызвать хороший урожай, но способствовать удачному вынашиванию ребенка и благополучным родам.
В ритуалах использовались ветки березы и участвовали исключительно девушки.

Древние славяне старались повлиять как на урожай, как в целом, так и разрешить конкретную проблему, например, связанную с засухой.
Чтобы вызвать дождь выбиралась маленькая девочка, желательно сирота. Её давали имя Пеперуда или Додола, украшали цветами,
водили по селу, пели ей песни, поливали её водой, в общем, делали всё, чтобы выбросить у Перуна дождь.
Ритуалы не обходили стороной ни одного бога, славянский пантеон и языческие обряды были неразрывно связаны друг с другом.
Например, был дни посвященные Перуну, Велесу, которые потом все приспособились к христианской традиции.
Самый веселый для молодежи был праздник Ивана Купалы, в ночь которого устраивались шумные гулянки с песнями и плясками.
Здесь было принято разжигать костры, прыгать через них, купаться в реке, катить горящие колеса.
Нередко такой праздник принимал разгульный характер. Древняя традиция сопутствовала славян на протяжении всей их жизни,
совершали языческие обряды похорон, свадьбы, всегда чтили память предков.

Славянские праздники — список праздников, обрядов и обычаев славян

В современном календаре торжеств, среди светских и христианских дат, находят свое место славянские праздники. Их отмечают с таким же удовольствием, как сотни лет тому назад, но с большим размахом. Народные гуляния проходят по всей стране ежегодно.

Что такое язычество

Религиозные представления человека появляются более 400 тысяч лет назад. Люди пытались объяснить природные явления и процессы. Ощущая свое бессилие перед стихиями, природу наделяли магическими свойствами.

Современная теология трактует язычество как любое вероисповедание, характеризующееся многобожием. Но не все культы политеистичны. А боги, как правило, человекоподобные существа. Присутствует идолопоклонничество. Одухотворяются предметы неживого мира: камни, ветер, деревья. А также времена года, суток: лето, осень, день, ночь.

Все языческие верования обладают общими чертами, сходятся в главном. Характеризуются связью с природой, почтением к ней. У славянских племен зародилась собственная религия. Создан уникальный божественный пантеон. И свои народные праздники.

Языческие праздники славян

Старославянский календарь делил год на четыре цикла по сезонам.

А основными были следующие даты:

Все праздники характеризовались обрядностью. Каждому сопутствовало проведение особого ритуала. Некоторые из этих церемоний сохранись после принятия христианства, претерпев незначительные изменения.

Образ Солнца и праздники солнцестояния

Солнце почитали во многих культурах. Для древнего человека огромное светило было загадкой. Но уже тогда люди понимали, что Солнце дарит свет и тепло, необходимые для жизни. Без него не вырастить урожай, не справиться с диким зверем, невозможно добыть пищу. Но желтый диск обладает также разрушительной силой. Как мудрый бог звезда создает и уничтожает.

Древние люди стремились задобрить суровое божество. Славяне здесь не исключение. В России Солнце было представлено четырьмя божествами, которые одинаково важны для язычников.

Разные лики, характер, образ небожителя определялись временем года:

  • весна – Ярило;
  • лето – Даждьбог;
  • осень – Сварог;
  • зима – Хорс.

Велесова сына Ярило чествуют весной. Это бог раннего солнца, олицетворяющий пробуждение природы, радость жизни, буйство, энергию и страсть. Изображается как юноша в светлых одеждах, с русыми волосами, голубыми глазами, босой.

Как правило, верхом на белоснежном жеребце. Зимой он выглядит иначе: сгорбленный, умирающий старик, который снова возрождается мальчиком в начале марта. Непостоянен, как само весеннее солнце.

Даждьбог сын Сварога – символ солнечного света. Тепло и плодородие дарит он людям. Выглядит как мужчина средних лет, крепкого телосложения, с рыжими волосами, небесного цвета глазами.

Появляется на колеснице, запряженной огненными львами, реже – лошадьми. Упряжку сопровождают утки и лебеди, олицетворяющие рассвет и закат.

Даждьбог обладает мощной магической силой, но использует ее лишь во благо людей и животных. Занимает особое место в божественном пантеоне восточных славян. Его идолы располагались рядом с Перуном, Хорсом и Сварогом. Всех представителей славянских народов принято считать потомками Даждьбога.

Сварог – верховный славянский бог. Мифы гласят, что именно он создал землю, вспенил море.

От него зависит движение солнца, а значит все земные циклы.

Холодное зимнее солнце олицетворяет Хорс. Изображается как зрелый мужчина с суровым выражением лица. Одет в тканую рубаху, полотняные штаны и плащ лазурного цвета.

Его влияние определено временем между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием.

У каждого божества есть свой день чествования и обычаи, которые его сопровождают.

Зимнее солнцестояние приходится на последние числа января, что повлияло на время встречи нового года. Весеннее равноденствие приходится на середину марта. Время, когда начинают сходить снега. Дни становятся теплее, длиннее. А бог зимнего солнца Хорс передает власть юному и сильному Яриле.

Это нашло отражение в Масленице – празднике, сохранившем свое влияние при христианстве. Всю неделю православные пекут блины, отдавая дань Солнцу. А в конце масленичной недели сжигают чучело зимы, что тоже является чисто языческим обрядом.

Календарь славянских праздников

Достигнув определенного уровня развития, люди испытали потребность в отслеживании времени. Стали появляться календари.

Природный древнерусский календарь основан на четырех опорах – днях осеннего и весеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния.

Год делился на двенадцать частей – поворотов колеса Сварога.

Зимние праздники

Карачун (Корочун) – владыка царства мертвых, также назывался древнерусский рождественский пост. В славянской мифологии злой дух, сокращающий жизнь, приносящий смерть в юном возрасте. Царь нижнего мира, могущественный повелитель морозов, холода, мрака. Он же Чернобог. По сей день название «карачун» употребляется в значении «смерть», «гибель».

Изображался как суровый седовласый старик, взгляд которого несет оледенение и вечный сон для всего живого. Одевался в синий кафтан с меховой оторочкой. Опирался на леденящий посох. Был суров, но справедлив. Образ часто встречается в народных сказках, например «Морозко».

Праздник Карачуна приравнивался к зимнему солнцестоянию – особенный, магический день. Время, когда стираются границы между мирами. Явь (пространство людей) и Навь (царство мертвых) становятся одним целым. А на поверхность земли вырываются духи нижнего мира.

Дата непостоянная, так как Солнцеворот всегда в разных числах. Массовых гуляний не было, в отличие от Коляды, так как Карачун символизировал ущерб. Но были определенные традиции.

Колядки проходили после 25 декабря, в предновогодний период. Люди всех возрастов наряжались в мифических существ, животных, сказочных персонажей.

Под песни и прибаутки ряженые отправлялись в дома зажиточных хозяев и требовали угощения, сладостей, благодарили, желали богатства и здоровья дарителям. Обделить, выгнать гостей означало разгневать самого Коляду. Поэтому все заранее запасались конфетами, пирогами и другими угощениями.

1 января встречали Новый год. Селяне верили, что по окрестностям и дворам ходит Морок – бог лютого холода, насылая гибельные морозы.

Чтобы уберечься от стужи, жители стремились задобрить сурового Морока, ставя на подоконник кисель, кутью, блины, пироги, сладости. И только к середине 19 века языческий бог обрел новое лицо, став добрым Дедом Морозом и приняв роль дарителя.

Новогодний вечер имел сакральное значение. Произносились заклинания, уберегающие от несчастий в новом природном цикле.

Отсюда и вера в то, что жизнь в новом году зависит от того, как проведешь этот вечер.

5 февраля (лютеня) отмечали День Велеса, Волчьего пастыря. Лют – это волк. Отсюда и название месяца, так как февраль – пора волчьих свадеб. День посвящен почитанию врага и признанию достойных противников.

12 февраля отмечается Велесова среча – это встреча весны и зимы. Проходят первые «заклички» Весны. Селяне обращались к богине Живе и Ярилу-солнцу, чтобы они поскорее послали на землю тепло.

Читать еще:  Дельфиниха утопила дельфинёнка. Как живут млекопитающие в неволе.

Праздники зимы не заканчивались с приходом календарной весны.

Весенние праздники

С 9 по 12 марта проходили Сороки. С вершин холмов начинал сходить снег, оголялась почва. Такие участки называли «Ярилиными Плешами».

24 марта (березозола, березня) отмечалась Масленица. Приурочивалась к весеннему равноденствию. Перед основным торжеством полагалась Масленичная неделя (седмица). Период возрождения, пробуждения природы от зимнего сна.

Летние праздники

С конца мая по вторую ночь июня гуляли Зеленые святки. Чудотворные вечера освещены женскими духами – русалок-берегинь.

С 19-го по 24-е июня задабривали русалок. Устраивали «русальи проводы», отгоняя обитательниц водоемов от поселений. Ведические законы предполагали уважение к духам, в том числе к тем, кто недружелюбно настроен.

24 июня – великий день по древнеславянскому календарю, приуроченный к летнему солнцестоянию. Чествовался Иван Купала.

Праздник теплого Солнца и живительной Воды. Союз, который дает основу жизни на Земле.

Славяне населили оба полушария планеты. Разность культуры племен, но общность происхождения понимали с древности. Поэтому ввели праздник дружбы и единения – 25 июня.

Осенние праздники

9 сентября – праздник Рода. Начинается сбор урожая. К концу сентября полевые работы заканчиваются. И русские отмечают Таусень (Радогош) – крупный праздник урожая, прощания с теплом.

К первому октября листва опадает, стелется ярким ковром по земле. 14.10 отмечается православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

С 1 по 7 ноября гуляют Осеннее Сварожье. Седмица чудотворных вечеров, посвященных Сварогу.

Значение народных праздников на Руси

Языческим божествам приносили жертвы, щедрые дары, читали молитвы, благодарения. Люди верили, что обрядами и ритуальными танцами добивались благосклонности высших сил.

Славянские магические обряды

Предки верили в силу белой магии. Ведовство славян направлялось на наставление, исцеление, защиту. Магические обряды были частью жизни народа.

Жрец черпал энергию от сил природы. Чудотворные таинства делились в зависимости от стихии –помощника.

Создавались и активно использовались талисманы от злых духов и колдунов.

Заключение

С принятием христианства изменилось летоисчисление. Календарь приобрел иной вид. Но старинные праздники имеет значение до сих пор. Часть из них сохранилось в неизменном виде, другие претерпели преобразования, смешались с православными традициями.

7 самых странных обрядов древних славян (8 фото)

1. Имянаречение.

К выбору имени наши предки подходили очень серьёзно. Считалось, что имя — это одновременно и оберег и судьба человека. У человека за его жизнь обряд имянаречения мог происходить несколько раз. Первый раз наречение имени рожденному младенцу проводит отец. При этом все понимают, что это имя временное, детское. Во время инициации, когда ребенку исполняется 12 лет, проводится обряд имянаречения, во время которого жрецы старой веры смывают их старые детские имена в священных водах. Меняли имя и в течение жизни: девушкам, выходившим замуж, или воинам, на грани жизни и смерти, или когда человек совершал что-то сверхъестественное, героическое или выдающееся.

Обряд имянаречения у юношей проходил только в тeкyщeй воде (peкa, ручей). Девушки могли проходить этот обряд как в тeкyщeй воде, так и в неподвижной (озеро, заводь), или в Капищах, в Святилищах и других местах. Обряд совершался следующим образом: нарекаемый берет восковую свечу в правую руку. После произнесенных жрецом в состоянии транса слов, нарекаемый должен погрузиться головой в воду, держа горящую свечу над водой. В священные воды заходили малые чада, а выходили безымянные, обновленные, чистые и непорочные люди, готовые получить от жрецов взрослые имена, начинающие совершенно новую самостоятельную жизнь, в соответствии с законами древних небесных богов и своих родов.

2. Банный обряд.

Банный обряд всегда должен начинаться с приветствия Хозяина Бани, или духа бани — Банника. Приветствие это так же является своего рода заговором, заговором пространства и среды, в котором будет проводиться банный обряд. Обычно сразу после прочтения такого заговора-приветствия, на камену подаётся ковшик горячей воды и поднимающийся с каменки пар, равномерно распределяется круговыми движениями веника или полотенца по всей парилке. Это и есть создание лёгкого пара. А веник банный величали в бане господином, или набольшим (самым главным), из века в век повторяли: «Банный веник и царя старше, коли царь парится»; «Веник в бане всем начальник»; «В бане веник дороже денег»; «Баня без веника — что стол без соли».

Тризна — погребальный воинский обряд у древних славян, который состоит из игр, плясок и состязаний в честь покойного; оплакивания умершего и поминального пиршества. Изначально тризнище состояло из обширного обрядового комплекса жертвоприношений, военных игр, песен, плясок и ристаний в честь покойного, оплакивания, причитаний и поминального пиршества как до, так и после сожжения. После принятия христианства на Руси долго время тризница сохранялась в виде поминальных песен и пира, а позднее этот древний языческий термин заменило собой название «поминки». Во время искренней молитвы за умерших в душах тех, кто молится, всегда появляется глубокое ощущение единства с родом и предками, которое непосредственное свидетельствует о нашей постоянной связи с ними. Этот обряд помогает найти душевное спокойствие живым и умершим, способствует их благотворному взаимодействую и взаимопомощи.

4. Отмыкание земли.

По легенде, Егорий вешний обладает волшебными ключами, которыми отмыкает весеннюю землю. Во многих деревнях проводились обряды, во время которых святого просили «открыть» землю — дать плодородие полям, защитить скот. Само ритуальное действо выглядело примерно так. Сначала выбирали парня, называвшегося «Юрьем», давали ему зажженный факел, украшали зеленью и клали на голову круглый пирог. Затем процессия, возглавляемая «Юрьем», трижды обходила озимые поля. После чего разводили костер и просили молитву святому.

В некоторых местах женщины обнаженными валялись на земле, приговаривая: «Как мы катаемся по полю, так пусть и хлеб растет в трубку». Иногда проводился молебен, после которого все присутствовавшие катались по озими — чтобы хлеба хорошо росли. Святой Георгий выпускал на землю росу, которую считали целебной «от семи недугов и от сглазу». Иногда люди катались по «Юрьевой росе», чтобы получить здоровье, недаром желали: «Будь здоров, как Юрьева роса!» Эту росу считали благодетельной для больных и немощных, а о безнадежных говорили: «Не выйти им на Юрьеву росу?». В день Егория вешнего во многих местах совершалось водосвятие рек и других источников. Этой водой окропляли посевы, пастбища.

5. Начало строительства дома.

Начало строительства дома у древних славян было связано с целым комплексом ритуальных действий и обрядов, предупреждающих возможное противодействие со стороны нечистой силы. Самым опасным периодом считался переезд в новую избу и начало жизни в ней. Предполагалось, что «нечистая сила» будет стремиться помешать будущему благополучию новосельцев. Потому до середины XIX века во многих местах России сохранялся и проводился древний обережный ритуал новоселья.

Всё начиналось с поиска места и строительных материалов. Иногда на участке ставили чугунок с пауком. И если он за ночь начинал плести паутину, то это считалось добрым знаком. В некоторых местах на предполагаемом участке в небольшую ямку ставили посудину с мёдом. И если в неё забирались мурашки — место считалось счастливым. Выбирая безопасное для стройки место, нередко вначале выпускали корову и ждали, пока она ляжет на землю. То место куда она ложилась, считалось удачным для будущего дома. А в некоторых местах будущий хозяин должен был собрать четыре камня с разных полей и разложить их на земле в виде четырёхугольника, внутри которого он клал на землю шапку и читал заговор. После этого нужно было ждать три дня, и если камни оставались нетронутыми, то место считалось удачно выбранным. Также надо отметить, что дом никогда не строили на том месте, где были найдены человеческие кости или где кто-либо порезал руку или ногу.

6. Русальная неделя.

Согласно народному поверью, всю неделю перед Троицей русалки находились на земле, селились в лесах, рощах и жили неподалеку от людей. Остальное время они пребывали на дне водоемов или под землей. Считалось, что русалками становились умершие некрещеные младенцы, девушки, ушедшие из жизни по собственной воле, а также умершие до замужества или во время беременности. Образ русалки с рыбьим хвостом вместо ног впервые был описан в литературе. Неупокоенные души умерших, вернувшись на землю, могли погубить растущий хлеб, наслать болезнь на скот, нанести вред самим людям и их хозяйству.

В эти дни людям было небезопасно проводить много времени на полях, отходить далеко от дома. Не разрешалось ходить в лес в одиночку, купаться (это носило особенный характер). Не выпускали даже домашний скот на пастбища. На Троицкой неделе женщины старались не заниматься своими повседневными хозяйскими работами в виде стирки белья, шитья, ткачества и другими работами. Вся неделя считала праздничной, поэтому устраивали общие гулянья, пляски, водили хороводы, ряженые в костюмах русалок подкрадывались к зазевавшимся, пугали и щекотали их.

7. Погребальные обряды.

Погребальные обычаи древних славян, особенно вятичей, радимичей, северян, кривичей, подробно описаны у Нестора. Над умершим творили тризну — показывали свою силу в воинских играх, конных состязаниях, песнях, плясках в честь умершего, совершали жертвоприношения, тело сжигали на большом костре — краде. У кривичей и вятичей пепел заключался в урну и ставился на столпе в окрестностях дорог с целью поддержать воинственный дух народа — не бояться смерти и сразу привыкать к мысли о тленности человеческой жизни. Столп — это небольшой погребальный домик, сруб, домовина. Такие домовины дожили в России до начала XX века. Что касается славян киевских и волынских, то они издревле мертвых погребали в земле. Вместе с телом зарывались особенные лестницы, сплетенные из ремней.

Интереснейшее дополнение о погребальном обряде вятичей можно найти в рассказе неизвестного путешественника, изложенном в одном из трудов Рыбакова. «Когда умирает у них кто-нибудь, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему богом.»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector