Как мы учим собак «плохому» поведению

В. Гриценко — Перевоспитание собак

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Перевоспитание собак»

Описание и краткое содержание «Перевоспитание собак» читать бесплатно онлайн.

Автор подробно описывает различные формы нежелательного для владельцев поведения собак и причины такого поведения, предлагает множество способов и приемов для разрешения связанных с этим проблем, раскрывает суть методов перевоспитания собак.

Книга предназначена для владельцев собак и специалистов—кинологов.

Прежде чем начать подробно разбираться в механизмах появления нежелательного поведения, надо определить, что же это такое. Если вы будете четко представлять себе суть «плохого» поведения, то может оказаться, что ваши претензии к собаке совсем не обоснованны. Как говорят, понять – простить.

Некоторые особенности поведения генетически предопределены и специфичны для каждого вида животных. Собаки ведут себя, как собаки, а не как коровы или овцы. И нам следует учитывать видоспецифичное поведение. Человек, заводящий собаку, должен быть готов к тому, что может столкнуться с ярко выраженным инстинктом охоты, агрессией, проявляющейся по отношению к людям во время игры, или иерархической агрессией по отношению к членам семьи. Обгрызание мебели, копрофагия, агрессивные отношения между кобелями, повышенная потребность в движении – все это особенности вполне нормального поведения собаки.

Специфика поведения может определяться и породой. Например, если лайка не ведет себя, как пудель, то это же очень хорошо. Сотни лет люди добивались этого! Много разочарований ждет того, кто будет пытаться сделать из лайки собаку—компаньона.

Несоответствие нормальному видоспецифичному поведению считается патологией. В этом случае говорят об отклоняющемся (девиантном) поведении.

Не забывайте и о нормальном половом поведении. Кобели почти всегда озабочены решением половых вопросов. Суки часто после окончания течки переживают состояние ложной беременности, в связи с чем устраивают норы, «усыновляют игрушки» и т. п.

Очень часто причиной аномального поведения (т. е. не соответствующего физиологическим или психологическим параметрам) выступают различного рода заболевания. Например, полифагия (поедание несъедобных предметов) может быть вызвана паразитарным заболеванием, а частое мочеиспускание, в том числе и в квартире, – воспалением мочевого пузыря.

Но мы с вами будем говорить о нежелательном поведении, т. е. о таком, проявление которого нас не устраивает по каким—либо причинам. Это уже более широкий термин, который объединяет девиантное (аномальное) поведение и то поведение, которое по субъективным причинам может быть отнесено к «плохому». Например, видо—специфическое поведение может быть чрезвычайно выражено с нашей точки зрения или по мнению людей, которые нас окружают. Это может быть лай сторожевой собаки или повышенная территориальная агрессивность. К нежелательным мы отнесем и те формы поведения, которые представляют опасность для окружающих, т. е. асоциальное поведение или конфликтное, если оно приводит к конфликтной ситуации. Нежелательным может быть и неадекватное (с точки зрения человека) поведение, например нанесение запаховых меток кобелями в помещении. Поведение, которое просто не нравится конкретному человеку, тоже можно назвать нежелательным. Мне нередко приходилось слышать, например, такие слова: «Мне не нравится, что моя собака ласкова к посторонним». Для тех, кто такое говорит, это проблема.

Как формируется плохое поведение и почему с ним трудно бороться

Дрессируя животное, мы сами создаем у него нужную нам потребность и сами же предлагаем путь к ее удовлетворению. Например, чтобы научить собаку посадке, мы можем воспользоваться ее желанием есть (пищевой потребностью). Для этого мы часто не кормим собаку перед дрессировкой, чтобы повысить ее пищевую потребность, а затем предлагаем собаке сесть по определенной команде для того, чтобы получить кусочек пищи, т. е. удовлетворить пищевую потребность. Удовлетворение имеющейся потребности в дрессировке называется подкреплением. Факт удовлетворения потребности (подкрепление) воспринимается собакой положительно и способствует закреплению в памяти действия, которое привело к нему. В результате многократного повторения действие заучивается животным, легко вызывается командой и воспроизводится независимо от окружающих условий, т. е. становится навыком.

Но потребности возникают у наших собак и в наше отсутствие. Например, когда собака остается одна и испытывает потребность в пище, она начинает сама искать пути удовлетворения голода. И если вы не очень тщательно убрали пищу, то собака непременно доберется до нее и удовлетворит свой аппетит. Одновременно данный положительный результат становится подкреплением тому способу, с помощью которого собака достала пищу. Новый способ пищедобывания записывается в ее память и при необходимости будет воспроизводиться снова и снова. То же касается и изжеванной обуви. Скучая, щенок пытается удовлетворить потребность в новой информации (она очень выражена у молодых животных) и находит башмак, приятно пахнущий хозяином. Сколько удовольствия и радости получит щенок, расправляясь с ним, а как быстро летит время за интересным занятием! Стоит 2–3 раза не убрать обувь – и навык готов. Теперь щенок будет сознательно искать башмаки и заниматься уже привычным для него и интересным делом, чтобы скоротать время.

Но бывает и по—другому. Предположим, покупая щенка, вы уже знаете, что собака—попрошайка – это нехорошо. И не подкармливаете щенка у стола. Но ваши дети, жена или родители считают, что вы слишком строги к такому очаровательному крохе и иногда в ваше отсутствие дают ему кусочки. Таким образом щенок получает подкрепление своему попрошайничеству, и это поведение закрепляется. Весь фокус в том, что навык можно выработать, подкрепляя даже каждую третью попытку, – это называется вариабельным, или вероятностным, подкреплением. А навыки, выработанные с применением вариабельного подкрепления, погасить очень трудно по сравнению с теми, для которых применяли постоянное подкрепление.

Любая из существующих в природе потребностей, не будучи удовлетворенной, может стать причиной нежелательного поведения наших собак, если мы не поможем удовлетворить ее или не подскажем правильного пути для ее удовлетворения.

Устранить нежелательное поведение, в основе которого лежит неудовлетворенная потребность, легче, чем избавиться от немотивированного поведения. А такое встречается и у людей, и у собак. Поэтому следует помнить, что, кроме навыков, существуют еще и привычки. Приобретаются и закрепляются они так же, как и навыки, в результате многократных повторений, но если последние нужны для достижения какой—либо цели, то привычные движения выполняются ради себя самих. Когда собаке делать нечего, а основные ее потребности вы удовлетворили и оставили одну, тогда и формируются привычки. Повторяясь, они становятся необходимым атрибутом свободного времени собаки (вспомните свои привычки и то, как вы раздражаетесь, когда вам мешают совершить привычное действие). Вот поэтому вам остается одно – начать формирование у своей собаки других привычек, что требует длительного времени.

Почему так трудно бороться с плохим поведением? Прежде всего потому, что, с точки зрения собаки, оно целесообразно, поскольку приводит к удовлетворению потребности и в связи с этим, а часто и по другим причинам вызывает положительные эмоции. А потребность в положительных эмоциях – одна из ведущих у живых организмов. В опытах со вживленными в «центр удовольствия» мозга электродами крысы научались нажимать на рычаг, вызывая положительные ощущения, и это занятие становилось для них единственным. Они доставляли себе удовольствие по несколько тысяч раз в час, отказываясь от пищи и воды, что в конце концов приводило их к гибели.

Собаке же чаще предлагаются, например, в классической дрессировке, навыки поведения, связанные в основном с отрицательным подкреплением, что, естественно, вызывает у нее желание самой формировать свое поведение.

Распространено мнение, будто животные начинают обучаться довольно поздно. На самом деле это не так.

Как показали исследования, причинно—следственные (условные) рефлексы образуются у щенков сразу же после рождения, буквально с первой минуты жизни. Вначале формируются обонятельные и тактильные рефлексы, а затем, по мере созревания и остальных анализаторов, другие. Так что, когда мы обычно приступаем к воспитанию своего щенка, у него уже есть в запасе несколько дюжин отработанных навыков и привычек. По этому поводу позволю себе привести описание одного опыта.

У собаки был выработан и закреплен сначала один навык добывания пищи, а затем в этих же условиях другой, но равнозначный, после чего ей предложили свободу выбора в достижении цели. Вы считаете, что она выбрала последний? Как раз наоборот: оказалось, что первое запоминается лучше, чем последующее.

Другая причина, по которой отрицательное поведение вырабатывается быстро, а устраняется с трудом, заключается в том, что научение у молодых животных происходит по типу так называемого запечатления (импринтинга), которое характеризуется чрезвычайной быстротой и фиксацией результатов в памяти, причем надолго.

Читать онлайн «Перевоспитание собак»

Автор Гриценко Владимир Васильевич

В. В. Гриценко Перевоспитание собак

В. В. Гриценко

Автор подробно описывает различные формы нежелательного для владельцев поведения собак и причины такого поведения, предлагает множество способов и приемов для разрешения связанных с этим проблем, раскрывает суть методов перевоспитания собак.

Книга предназначена для владельцев собак и специалистов—кинологов.

Нежелательное поведение

Прежде чем начать подробно разбираться в механизмах появления нежелательного поведения, надо определить, что же это такое. Если вы будете четко представлять себе суть «плохого» поведения, то может оказаться, что ваши претензии к собаке совсем не обоснованны. Как говорят, понять – простить.

Некоторые особенности поведения генетически предопределены и специфичны для каждого вида животных. Собаки ведут себя, как собаки, а не как коровы или овцы. И нам следует учитывать видоспецифичное поведение. Человек, заводящий собаку, должен быть готов к тому, что может столкнуться с ярко выраженным инстинктом охоты, агрессией, проявляющейся по отношению к людям во время игры, или иерархической агрессией по отношению к членам семьи. Обгрызание мебели, копрофагия, агрессивные отношения между кобелями, повышенная потребность в движении – все это особенности вполне нормального поведения собаки.

Читать еще:  Истощённому котёнку с улицы подарили новый тёплый дом

Специфика поведения может определяться и породой. Например, если лайка не ведет себя, как пудель, то это же очень хорошо. Сотни лет люди добивались этого! Много разочарований ждет того, кто будет пытаться сделать из лайки собаку—компаньона.

Несоответствие нормальному видоспецифичному поведению считается патологией. В этом случае говорят об отклоняющемся (девиантном) поведении.

Не забывайте и о нормальном половом поведении. Кобели почти всегда озабочены решением половых вопросов. Суки часто после окончания течки переживают состояние ложной беременности, в связи с чем устраивают норы, «усыновляют игрушки» и т. п.

Очень часто причиной аномального поведения (т. е. не соответствующего физиологическим или психологическим параметрам) выступают различного рода заболевания. Например, полифагия (поедание несъедобных предметов) может быть вызвана паразитарным заболеванием, а частое мочеиспускание, в том числе и в квартире, – воспалением мочевого пузыря.

Но мы с вами будем говорить о нежелательном поведении, т. е. о таком, проявление которого нас не устраивает по каким—либо причинам. Это уже более широкий термин, который объединяет девиантное (аномальное) поведение и то поведение, которое по субъективным причинам может быть отнесено к «плохому». Например, видо—специфическое поведение может быть чрезвычайно выражено с нашей точки зрения или по мнению людей, которые нас окружают. Это может быть лай сторожевой собаки или повышенная территориальная агрессивность. К нежелательным мы отнесем и те формы поведения, которые представляют опасность для окружающих, т. е. асоциальное поведение или конфликтное, если оно приводит к конфликтной ситуации. Нежелательным может быть и неадекватное (с точки зрения человека) поведение, например нанесение запаховых меток кобелями в помещении. Поведение, которое просто не нравится конкретному человеку, тоже можно назвать нежелательным. Мне нередко приходилось слышать, например, такие слова: «Мне не нравится, что моя собака ласкова к посторонним». Для тех, кто такое говорит, это проблема.

Как формируется плохое поведение и почему с ним трудно бороться

Дрессируя животное, мы сами создаем у него нужную нам потребность и сами же предлагаем путь к ее удовлетворению. Например, чтобы научить собаку посадке, мы можем воспользоваться ее желанием есть (пищевой потребностью). Для этого мы часто не кормим собаку перед дрессировкой, чтобы повысить ее пищевую потребность, а затем предлагаем собаке сесть по определенной команде для того, чтобы получить кусочек пищи, т. е. удовлетворить пищевую потребность. Удовлетворение имеющейся потребности в дрессировке называется подкреплением. Факт удовлетворения потребности (подкрепление) воспринимается собакой положительно и способствует закреплению в памяти действия, которое привело к нему. В результате многократного повторения действие заучивается животным, легко вызывается командой и воспроизводится независимо от окружающих условий, т. е. становится навыком.

Но потребности возникают у наших собак и в наше отсутствие. Например, когда собака остается одна и испытывает потребность в пище, она начинает сама искать пути удовлетворения голода. И если вы не очень тщательно убрали пищу, то собака непременно доберется до нее и удовлетворит свой аппетит. Одновременно данный положительный результат становится подкреплением тому способу, с помощью которого собака достала пищу. Новый способ пищедобывания записывается в ее память и при необходимости будет воспроизводиться снова и снова. То же касается и изжеванной обуви. Скучая, щенок пытается удовлетворить потребность в новой информации (она очень выражена у молодых животных) и находит башмак, приятно пахнущий хозяином. Сколько удовольствия и радости получит щенок, расправляясь с ним, а как быстро летит время за интересным занятием! Стоит 2–3 раза не убрать обувь – и навык готов. Теперь щенок будет сознательно искать башмаки и заниматься уже привычным для него и интересным делом, чтобы скоротать время.

Но бывает и по—другому. Предположим, покупая щенка, вы уже знаете, что собака—попрошайка – это нехорошо. И не подкармливаете щенка у стола. Но ваши дети, жена или родители считают, что вы слишком строги к такому очаровательному крохе и иногда в ваше отсутствие дают ему кусочки. Таким образом щенок получает подкрепление своему попрошайничеству, и это поведение закрепляется. Весь фокус в том, что навык можно выработать, подкрепляя даже каждую третью попытку, – это называется вариабельным, или вероятностным, подкреплением. А навыки, выработанные с применением вариабельного подкрепления, погасить очень трудно по сравнению с теми, для которых применяли постоянное подкрепление.

Любая из существующих в природе потребностей, не будучи удовлетворенной, может стать причиной нежелательного поведения наших собак, если мы не поможем удовлетворить ее или не подскажем правильного пути для ее удовлетворения.

Устранить нежелательное поведение, в основе которого лежит неудовлетворенная потребность, легче, чем избавиться от немотивированного поведения. А такое встречается и у людей, и у собак. Поэтому следует помнить, что, кроме навыков, существуют еще и привычки. Приобретаются и закрепляются они так же, как и навыки, в результате многократных повторений, но если последние нужны для достижения какой—либо цели, то привычные движения выполняются ради себя самих. Когда собаке делать нечего, а основные ее потребности вы удовлетворили и оставили одну, тогда и формируются привычки. Повторяясь, они становятся необходимым атрибутом свободного времени собаки (вспомните свои привычки и то, как вы раздражаетесь, когда вам мешают совершить привычное действие). Вот поэтому вам остается одно – начать формирование у своей собаки других привычек, что требует длительного времени.

Почему так трудно бороться с плохим поведением? Прежде всего потому, что, с точки зрения собаки, оно целесообразно, поскольку приводит к удовлетворению потребности и в связи с этим, а часто и по другим причинам вызывает положительные эмоции. А потребность в положительных эмоциях – одна из ведущих у живых организмов. В опытах со вживленными в «центр удовольствия» мозга электродами крысы научались нажимать на рычаг, вызывая положительные ощущения, и это занятие становилось для них единственным. Они доставляли себе удовольствие по несколько тысяч раз в час, отказываясь от пищи и воды, что в конце концов приводило их к гибели.

Собаке же чаще предлагаются, например, в классической дрессировке, навыки поведения, связанные в основном с отрицательным подкреплением, что, естественно, вызывает у нее желание самой формировать свое поведение.

Распространено мнение, будто животные начинают обучаться довольно поздно. На самом деле это не так.

Как показали исследования, причинно—следственные (условные) рефлексы образуются у щенков сразу же после рождения, буквально с первой минуты жизни. Вначале формируются обонятельные и тактильные рефлексы, а затем, по мере созревания и остальных анализаторов, другие. Так что, когда мы обычно приступаем к воспитанию своего щенка, у него уже есть в запасе несколько дюжин отработанных навыков и привычек. По этому поводу позволю себе привести описание одного опыта.

У собаки был выработан и закреплен сначала один навык добывания пищи, а затем в этих же условиях другой, но равнозначный, после чего ей предложили свободу выбора в достижении цели. Вы считаете, что она выбрала последний? Как раз наоборот: оказалось, что первое запоминается лучше, чем последующее.

Другая причина, по которой отрицательное поведение вырабатывается быстро, а устраняется с трудом, заключается в том, что научение у молодых животных происходит по типу так называемого запечатления (импринтинга), которое характеризуется чрезвычайной быстротой и фиксацией результатов в памяти, причем надолго.

И последнее. Когда формируется навык или привычка, в центральной нервной системе образуется некая система или совокупность нейронов, связанных между собой. Чем чаще повторяется действие, тем стабильнее и устойчивее становится соответствующая этому действию совокупность нейронов. И не существует в мире ластика, с помощью которого можно было бы стереть с лица земли эти нейроны.

Таким образом, перевоспитание требует настойчивости, последовательности, терпения и упрямства, если хотите. Нужно быть готовым к серьезной борьбе с нежелательным поведением и не надеяться на быстрый успех.

Причины нежелательного поведения

Ранее шел разговор о биологических, первичных причинах «хорошего» и «плохого» поведения. Но ведь известно, что не все собаки хулиганят. Почему? Думаю, что в большей части наших проблем виноваты мы сами, и одна из причин этого кроется в нашем отношении к собаке.

Пытаясь разобраться во взаимоотношениях «человек—собака» c помощью специально разработанной для этого анкеты, я опросил 212 владельцев собак – 97 мужчин и 115 женщин. Опрошенные имели собак следующих пород: лайка, немецкая овчарка, ротвейлер, кавказская овчарка, бернская овчарка, черный терьер, доберман, боксер, английский бульдог, дог, французский бульдог, английский сеттер, эрдельтерьер, тайган, колли, миттельшнауцер, ризеншнауцер, английский кокер—спаниель, московская сторожевая, лабрадор, такса, аргентинский дог, восточноевропейская овчарка, среднеазиатская овчарка, чау—чау, цвергш—науцер, тойтерьер, американский стаффордширтерьер, ньюфаундленд, фокстерьер, американский кокер—спаниель, пудель. Участвовали в опросе также и владельцы беспородных собак и метисов, а 13 владельцев имели двух и более собак разных пород.

Но прежде, чем рассматривать результаты опроса, следует познакомиться с понятием «антропоморфизм».

Под антропоморфизмом понимается следующее:

– представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку;

Как мы учим собак «плохому» поведению

Собаки не всегда адекватно воспринимают поездки на машине. Причин для такого поведения несколько. Либо собака панически боится машины и имеет только негативный опыт езды, либо прогулки на авто так нравятся питомцу, что он выражает это всем своим видом хозяину, не понимая, что в этот момент очень ему мешает.

Если у вас собака миниатюрной породы, то проблему можно решить, купив специальную комфортную перевозку. При этом очень важно сначала дать питомцу привыкнуть к ней, а уж потом совершать переезд. Для крупных собак есть специальные автогамаки, которые позволят расположиться удобно в машине и не мешать водителю. Можно также установить сетку между хозяином и питомцем, чтобы собака не имела доступа к вам и не мешала везти машину. Однако такие способы позволяют бороться со следствием, а не с самой проблемой.
Если вы всерьез решили приучить собаку к спокойному и адекватному поведению в машине, следует запастись терпением и постепенно, шаг за шагом выполнять некоторые рекомендации. Как уже было сказано выше, собака ведет себя неадекватно в машине в двух случаях – либо испытывает при этом невероятное удовольствие, либо наоборот панически боится поездок. Начнем с более приятного.

Читать еще:  Как воспитать послушную собаку: начальный курс дрессировки

Когда собака любит ездить на машине, она заскакивает в нее, как только получает такую возможность. Это происходит потому, что автомобиль, как сильнейший раздражитель, тормозит в ней все навыки послушания. При этом животное зачастую лезет на переднее сиденье, пристает к водителю, сует морду в окно, мечется от двери к двери, начинает радостно заливисто лаять. Бывает и так, что животное даже заскакивает в чужие машины, если видит открытую дверцу.

Вообще приучать собаку к хорошему поведению необходимо с первой же поездки. Однако если ситуация уже вышла из под контроля, необходимо как можно скорее приучать питомца правильно вести себя. Это нужно делать в несколько этапов. Первый этап, это выработка в собаке спокойного восприятия присутствующей рядом машины. Если ваш питомец бурно реагирует на одно только нахождение рядом с автомобилем, то для начала стоит потратить какое-то время на прогулки возле него. Играйте рядом с авто, отрабатывайте команды, но не сажайте животное в машину. Если питомец слишком интересуется автомобилем, не одёргивайте его поводком, это грубейшая ошибка. Наоборот поощряйте его голосом, продолжая игру или отработку команд. Повторяйте такие упражнения до тех пор, пока животное не начнет спокойно вести себя возле машины.

Далее идет этап открывания дверей, желательно тех, через которые животное усаживается в машину. При этом не нужно позволять собаке залезать в автомобиль, продолжайте играть с питомцем. На этот этап, возможно, понадобится несколько дней. И уже когда животное спокойно будет реагировать на открытые двери, можно включить двигатель. При этом лучше всего посадить питомца на поводок, потом завести машину, затем вернуться к псу, отвязать его и продолжить игру.

И наконец, последний этап – усадка собаки в машину. Лучше всего, чтобы машину вел кто-то, а вы в это время занялись бы корректировкой поведения собаки на заднем сиденье. Прикажите питомцу повелевающим тоном сесть, похлопав рукой по сидению. Если животное садится и сразу начинает подниматься, грозным голосом скажите «Фу, сидеть!» и надавите на заднюю часть туловища, заставляя опуститься.

Не позволяйте питомцу перемещаться по салону и уж тем более лесть на переднее сиденье. Если животное начинает лаять, то скажите повелевающим голосом «Тихо!» или ту команду, которой вы обычно приказываете ему замолчать. Если же он не перестает, то уверенно, но не сильно шлепните по нижней челюсти, закрывая ей рот. Кроме того, можно, используя распылитель или водяной пистолет, брызгать водой собаке прямо в морду, если она не слушает и продолжает лаять.

Важно понимать, что каждый этап такого воспитания – дело не одного дня, а, возможно, нескольких недель. Только если собака демонстрирует полное спокойствие и послушание, можно переходить к следующему этапу. Не относитесь, спустя рукава, к плохому поведению собаки, работайте над ним, только тогда вы добьетесь реальных перемен в поведении своего любимца.

Сложнее дело обстоит, если собака боится езды. Это имеет несколько причин. Во-первых, животное может в принципе пугаться большого монстра, издающего страшные звуки. Во-вторых, страх может иметь более глубокие причины, например, негативный опыт переезда. Для особо беспокойных собак, биолог-зоопсихолог Раиса Мишнекова рекомендует давать успокоительные растительного происхождения, например, из минерально-витаминных комплексов «8 в 1» или «Косточка».

Очень важно, каковы были обстоятельства, связанные с самым первым переездом животного. К сожалению, чаще всего покупая щенка, новые хозяева сажают его маленького и напуганного в автомобиль. При этом такой день для животного не может быть благоприятным, скорее всего, его отлучили от матери, долго тискали незнакомые люди, а потом и вовсе посадили в шумную и страшную машину, такое воспоминание не проходит бесследно. Бывает и так, что первый раз животное на машине приезжает прямо к ветеринару, который ставит ему больной укол или делает другие неприятные процедуры.

Если ваша собака боится настолько, что даже отказывается садиться в машину, то стоит опять же прибегнуть к схеме трех этапов. Приучивая сначала просто спокойно реагировать на машину, затем открывать перед собакой двери и заводить двигатель. Однако в такой ситуации значительное отличие будет иметь этап посадки собаки в машину. Если она будет упираться, то ни в коем случае нельзя заталкивать питомца силой, так вы только закрепите страх. Сначала стоит самому хозяину сесть в машину (на заднее сиденье) и затем пригласить животное спокойным веселым голосом или лакомством, похлопывая по предназначенному для питомца месту. Собака должна видеть, что владелец ничего не боится и уверен в ситуации.

Не торопите питомца, не усаживайте насильно, подкашивая лапы. Если вы видите, что собака все же очень беспокоиться, не стоит совершать поездку. Перенесите ее на другой день, дождитесь, пока животное будет чувствовать себя спокойно в салоне.

Первая поездка должна быть кратковременна. Кроме того, важно делать остановки, во время которых прогуливаться с собакой. Если вы видите такие признаки беспокойства, как учащенное дыхание, расширенные зрачки и сильное сердцебиение, остановите машину и выпустите питомца. Когда он успокоится, можно продолжить путь.

Обязательно поощряйте собаку в течение поездки и в конце ее. Угостите питомца, пусть он поймет, что сделал нечто важное, что нравится хозяину. Если собаку мутит в машине, обязательно дайте ей таблетки от укачивания. Биолог-зоопсихолог Раиса Мишнекова рекомендует противорвотные растительного происхождения или простой «Церукал». Некоторые владельцы собак используют голодную диету накануне поездок, но если вам предстоит ехать, например, утром, то эксперт рекомендует покормить собаку последний раз вечером, учитывая, что пища в переваривается в течение 2-х часов. Раиса Мишнекова утверждает, что молодые собаки хуже переносят поездки, чем возрастные. Для особой группы собак, у которых и с возрастом не исчезает такая проблема, Раиса Владиславовна рекомендует хороший препарат «Серения». Эти таблетки и инъекции стоят дорого, но оправдывают свою цену.

После поездки не бросайтесь обнимать и целовать питомца раньше времени. Покинуть машину питомец может только после вашего разрешения. Покажите собаке, из какой двери она должна выходить.

Если вы намерены совершить длительную поездку, то обязательно возьмите в дорогу воды и еды для питомца, не помешают также лакомства и игрушки, пусть у собаки будет, чем заняться в пути. Помните, далеко собаку можно увозить, только если она уже привыкла к машине и не боится находиться в ней.

Какие бы причины не делали поведение вашего питомца в поездке неадекватным, важно не закрывать глаза на них глаза и не заталкивать животное в автомобиль насильно. Питомца необходимо научить спокойно вести себя в машине. Не торопитесь, уделите ему внимание, помогите преодолеть страх или бурную радость. Только чуткое отношение, повторение упражнений и терпение помогут сделать из собаки приятного и веселого компаньона в пути.

Как учить собак

На тему дня) Очень позабавило видео: Читать далее →

Гуляю сегодня со своей собакой (хаски). Моя собака на поводке. Навстречу папаша с сыном. Папаша по телефону разговаривает. Мальчик подбегает ко мне с криком «собаааака!» и начинает мою собаку тискать (она ростом почти с мальчика, он маленький). я говорю, «не не не мальчик, собаку нельзя тискать!», и пытаюсь ее вырвать из объятий ребенка. Мальчик не особо то дается. Блин, вот хорошо, что собака у меня по типу «кот», стоит и молча смотрит, че за херня происходит. А есть же такие. Читать далее →

Семья Робертсов знала, что их пса, Дьюка, нужно усыпить, ведь он был болен раком. Потому они решили, что свой последний день пес должен провести по-особенному. Читать далее →

Я-Вань какие породы собак ты знаешь? ОН-называет парочку,чава-чава и коля)))-я поправляю и подсказываю-а еще ПУУУУ. Ванька-ШОК)))от он Пушок))) Читать далее →

У нас дома большая собака.Смесь овчарки и лабрадора добрая, спокойная и умная собачка,как писала Людмила в посте»Лаброзолото»-может зализать насмерть.Ребенка приняла отлично сразу попытался пяточки вылизать да и сейчас подходит ручку лижет и даже свой мячик принес ей игратся.Ну вот семь дней как собака научилась плакать,пищать и требовать своего,раньше такого за ним не замечалось.Он насмотрелся что малая заплачет и мы сразу ей уделяем внимание и взял это на вооружение(пока он учится у нее а потом она у него—толи еще будет ого-го).Короче. Читать далее →

Собака учит малышку ползать. Это умора! Читать далее →

Очень много слышу разговоров о том, что когда рождается ребёнок, домашнее животное надо куда нибудь построить. Так как это аллергия и грязь. На своём опыте: у меня малыш и собака. Собака была первая, потом появился малыш. Да полу моешь чаще, но есть одна комната куда собака не заходит. Когда малыш подрос они стали лучшими друзьями! Ребёнок учится ухаживать! Так что у нас не стоял вопрос отдать собаку или нет! Читать далее →

Дочка уже 3 недели показывает где носик и ротик)))), и у себя, и у меня , и у собаки-игрушки. Боюсь пока учить ее где глаза, очень уж сильно тыкает она в вышуказанные части))) как бы не ткнула и БоБо))). Буду учить ее где руки и ноги, где глаза можно и потом научить)))) Читать далее →

А мы месяц назад завели вот такую прелесть .)) Стафорда девочку 5 месяец. Сейчас ей уже чуть больше 6 месяцев.Очень долго меня уговаривали и готовили к такой собаке .Т.к. у меня к ним появилась боязнь.В прошлом году укусил похожий песик, восстанавливала ногу в течении трех месяцев и училась ходить.Совершенно случайно увидел объявление о том что отдают ее совершено бесплатно,т.к. человек ее приобретал изначально стал не справляться с ней..И мы забрали ее к себе.Мой модой человек от радости,как малое дитя Читать далее →

Читать еще:  Какими качествами обладает порода лошадей першерон

Не предадут, не кинут, не подставят. И за обиду вам не отомстят никак. В беде не бросят, умирать вас не оставят. Любить учитесь, люди, у собак. Читать далее →

Привет, девчули! Я всю жизнь мечтала о собаке, мужу тонко и толсто намекала долго-долго и вот, когда я забеременела, он решился-таки исполнить мою мечту Сейчас собакевич уже обжилась в квартире, гоняет кошку и ест все что плохо лежит. Мы ее учим конечно, воспитываем, но все равно она пока еще щенок — только исполнилось 4 месяца. Когда я уйду в декрет, мы переедем в дом и будем жить там. Для собаки будет рай конечно) Но вот вопрос Читать далее →

Приветствую ) Долго ждали снега, хотели фотосессию с собакой, но у моей собаки другое мнение на этот счет, она сказала «позировать не хочу, справляйтесь как-нибудь сами» Пришлось самим) Сказать честно, я собой не довольна, спонтанная фотосессия, хоть и с долгой продуманной идеей, спонтанно-криво вышло)) Но я не отчаиваюсь, я только учусь) Жду комментариев) и по традиции: спасибо за внимание) 1. Читать далее →

как озаглавить. Люсия она ищет дом. Сегодня в универе обсуждали собак. Одна девочка из наших ходит учиться на терапевта, который работает с тяжелыми детками используя компаньона — свою собаку. И она и собака сертифицируются. Все очень серьезно, 500 часов практики и только потом к детям допускают. Она хочет себе собаку, но не просто месить мокрый снег на улице, а чтоб с пользой. Вот и решила сначала выучиться. К чему я это, а к тому, что она в собачьем вопросе хорошо. Читать далее →

1. Собака Бакстер 2. Ученый щенок Смейся и Учись! 3. Озорной щенок Читать далее →

Как мы учим собак «плохому» поведению

Прежде чем начать подробно разбираться в механизмах появления нежелательного поведения, надо определить, что же это такое. Если вы будете четко представлять себе суть «плохого» поведения, то может оказаться, что ваши претензии к собаке совсем не обоснованны. Как говорят, понять – простить.

Некоторые особенности поведения генетически предопределены и специфичны для каждого вида животных. Собаки ведут себя, как собаки, а не как коровы или овцы. И нам следует учитывать видоспецифичное поведение. Человек, заводящий собаку, должен быть готов к тому, что может столкнуться с ярко выраженным инстинктом охоты, агрессией, проявляющейся по отношению к людям во время игры, или иерархической агрессией по отношению к членам семьи. Обгрызание мебели, копрофагия, агрессивные отношения между кобелями, повышенная потребность в движении – все это особенности вполне нормального поведения собаки.

Специфика поведения может определяться и породой. Например, если лайка не ведет себя, как пудель, то это же очень хорошо. Сотни лет люди добивались этого! Много разочарований ждет того, кто будет пытаться сделать из лайки собаку—компаньона.

Несоответствие нормальному видоспецифичному поведению считается патологией. В этом случае говорят об отклоняющемся (девиантном) поведении.

Не забывайте и о нормальном половом поведении. Кобели почти всегда озабочены решением половых вопросов. Суки часто после окончания течки переживают состояние ложной беременности, в связи с чем устраивают норы, «усыновляют игрушки» и т. п.

Очень часто причиной аномального поведения (т. е. не соответствующего физиологическим или психологическим параметрам) выступают различного рода заболевания. Например, полифагия (поедание несъедобных предметов) может быть вызвана паразитарным заболеванием, а частое мочеиспускание, в том числе и в квартире, – воспалением мочевого пузыря.

Но мы с вами будем говорить о нежелательном поведении, т. е. о таком, проявление которого нас не устраивает по каким—либо причинам. Это уже более широкий термин, который объединяет девиантное (аномальное) поведение и то поведение, которое по субъективным причинам может быть отнесено к «плохому». Например, видо—специфическое поведение может быть чрезвычайно выражено с нашей точки зрения или по мнению людей, которые нас окружают. Это может быть лай сторожевой собаки или повышенная территориальная агрессивность. К нежелательным мы отнесем и те формы поведения, которые представляют опасность для окружающих, т. е. асоциальное поведение или конфликтное, если оно приводит к конфликтной ситуации. Нежелательным может быть и неадекватное (с точки зрения человека) поведение, например нанесение запаховых меток кобелями в помещении. Поведение, которое просто не нравится конкретному человеку, тоже можно назвать нежелательным. Мне нередко приходилось слышать, например, такие слова: «Мне не нравится, что моя собака ласкова к посторонним». Для тех, кто такое говорит, это проблема.

Как формируется плохое поведение и почему с ним трудно бороться

Дрессируя животное, мы сами создаем у него нужную нам потребность и сами же предлагаем путь к ее удовлетворению. Например, чтобы научить собаку посадке, мы можем воспользоваться ее желанием есть (пищевой потребностью). Для этого мы часто не кормим собаку перед дрессировкой, чтобы повысить ее пищевую потребность, а затем предлагаем собаке сесть по определенной команде для того, чтобы получить кусочек пищи, т. е. удовлетворить пищевую потребность. Удовлетворение имеющейся потребности в дрессировке называется подкреплением. Факт удовлетворения потребности (подкрепление) воспринимается собакой положительно и способствует закреплению в памяти действия, которое привело к нему. В результате многократного повторения действие заучивается животным, легко вызывается командой и воспроизводится независимо от окружающих условий, т. е. становится навыком.

Но потребности возникают у наших собак и в наше отсутствие. Например, когда собака остается одна и испытывает потребность в пище, она начинает сама искать пути удовлетворения голода. И если вы не очень тщательно убрали пищу, то собака непременно доберется до нее и удовлетворит свой аппетит. Одновременно данный положительный результат становится подкреплением тому способу, с помощью которого собака достала пищу. Новый способ пищедобывания записывается в ее память и при необходимости будет воспроизводиться снова и снова. То же касается и изжеванной обуви. Скучая, щенок пытается удовлетворить потребность в новой информации (она очень выражена у молодых животных) и находит башмак, приятно пахнущий хозяином. Сколько удовольствия и радости получит щенок, расправляясь с ним, а как быстро летит время за интересным занятием! Стоит 2–3 раза не убрать обувь – и навык готов. Теперь щенок будет сознательно искать башмаки и заниматься уже привычным для него и интересным делом, чтобы скоротать время.

Но бывает и по—другому. Предположим, покупая щенка, вы уже знаете, что собака—попрошайка – это нехорошо. И не подкармливаете щенка у стола. Но ваши дети, жена или родители считают, что вы слишком строги к такому очаровательному крохе и иногда в ваше отсутствие дают ему кусочки. Таким образом щенок получает подкрепление своему попрошайничеству, и это поведение закрепляется. Весь фокус в том, что навык можно выработать, подкрепляя даже каждую третью попытку, – это называется вариабельным, или вероятностным, подкреплением. А навыки, выработанные с применением вариабельного подкрепления, погасить очень трудно по сравнению с теми, для которых применяли постоянное подкрепление.

Любая из существующих в природе потребностей, не будучи удовлетворенной, может стать причиной нежелательного поведения наших собак, если мы не поможем удовлетворить ее или не подскажем правильного пути для ее удовлетворения.

Устранить нежелательное поведение, в основе которого лежит неудовлетворенная потребность, легче, чем избавиться от немотивированного поведения. А такое встречается и у людей, и у собак. Поэтому следует помнить, что, кроме навыков, существуют еще и привычки. Приобретаются и закрепляются они так же, как и навыки, в результате многократных повторений, но если последние нужны для достижения какой—либо цели, то привычные движения выполняются ради себя самих. Когда собаке делать нечего, а основные ее потребности вы удовлетворили и оставили одну, тогда и формируются привычки. Повторяясь, они становятся необходимым атрибутом свободного времени собаки (вспомните свои привычки и то, как вы раздражаетесь, когда вам мешают совершить привычное действие). Вот поэтому вам остается одно – начать формирование у своей собаки других привычек, что требует длительного времени.

Почему так трудно бороться с плохим поведением? Прежде всего потому, что, с точки зрения собаки, оно целесообразно, поскольку приводит к удовлетворению потребности и в связи с этим, а часто и по другим причинам вызывает положительные эмоции. А потребность в положительных эмоциях – одна из ведущих у живых организмов. В опытах со вживленными в «центр удовольствия» мозга электродами крысы научались нажимать на рычаг, вызывая положительные ощущения, и это занятие становилось для них единственным. Они доставляли себе удовольствие по несколько тысяч раз в час, отказываясь от пищи и воды, что в конце концов приводило их к гибели.

Собаке же чаще предлагаются, например, в классической дрессировке, навыки поведения, связанные в основном с отрицательным подкреплением, что, естественно, вызывает у нее желание самой формировать свое поведение.

Распространено мнение, будто животные начинают обучаться довольно поздно. На самом деле это не так.

Как показали исследования, причинно—следственные (условные) рефлексы образуются у щенков сразу же после рождения, буквально с первой минуты жизни. Вначале формируются обонятельные и тактильные рефлексы, а затем, по мере созревания и остальных анализаторов, другие. Так что, когда мы обычно приступаем к воспитанию своего щенка, у него уже есть в запасе несколько дюжин отработанных навыков и привычек. По этому поводу позволю себе привести описание одного опыта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector